Директор муниципального унитарного предприятия

Описание страницы: директор муниципального унитарного предприятия - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Должностная инструкция руководителя муниципального унитарного предприятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Должностная инструкция руководителя муниципального унитарного предприятия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Владеть основами законодательства Российской Федерации и города Москвы, в том числе основами гражданского и трудового законодательства, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Совместно с трудовыми коллективами и профсоюзными организациями обеспечивать на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, способствовать развитию трудовой мотивации, инициативы и активности рабочих и служащих предприятия.

Должностная инструкция: заместитель директора

Невыполнение других обязанностей, указанных в трудовом договоре Руководителя и данной должностной инструкции.

Федерации, государственными органами субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Организовывать работу по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд организации. Управляющий делами подчиняется непосредственно главе муниципального образования и является его заместителем в работе, касающейся работы всего аппарата администрации.

Руководитель несет полную материальную ответственность за получение излишних выплат сверх сумм, предусмотренных контрактом и разрешенных Работодателем или уполномоченным им лицом, которые взыскиваются с Руководителя в установленном законом порядке.

Если в текущий момент вы находитесь в стадии поиска работы и ищете качественные вакансии от ведущих компаний Киева и Украины, обратите внимание на каталог лучших работодателей страны.

Таким образом, в отсутствие руководителя предприятия право возложить исполнение его обязанностей с применением одного из вышеназванных способов или иного способа принадлежит лицу, которое определено соответствующим решением, принятым собственником имущества предприятия либо уполномоченным собственником органом и оформленным в соответствии с требованиями законодательства.

Подготовка проектов планов работы администрации муниципального образования Георгиевского сельсовета и представление их на рассмотрение и утверждение главе МО.

Освобождение или назначение на должность директора осуществляется решением общего собрания учредителей.

Поскольку с лицом, назначаемым на должность руководителя унитарного предприятия, заключается трудовой договор, то предполагается регулирование правового статуса руководителя трудовым законодательством Российской Федерации. Доверенность можно выдать на любой срок. Если срок в доверенности не указан, то она будет действовать лишь в течение одного года с момента ее выдачи. Такие правила установлены в пункте 1 статьи 186 Гражданского кодекса РФ. Доверитель может в любое время отменить доверенность. А сотрудник, которому она выдана, вправе в любое время от нее отказаться.

Настоящий трудовой договор регулирует отношения между Работодателем и Руководителем, связанные с исполнением последним обязанностей директора муниципального учреждения «___________» (далее — Учреждение).

Должностная инструкция и должностные обязанности директора предприятия.

Представление проектов исполнительно-распорядительных документов, составленных в соответствии с действующим законодательством, главе муниципального образования на рассмотрение.

При исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, Положением Учреждения и настоящим трудовым договором.

Участвовать в разработке локальных актов предприятия, обеспечивать отражение в них требований по обеспечению экономической безопасности предприятия.

[1]

При исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, Положением Учреждения и настоящим трудовым договором.

Вносить на рассмотрение руководителя предприятия предложения об отнесении информации к категории ограниченного доступа (служебной и коммерческой тайне, иной конфиденциальной информации), подлежащей защите от неправомерного использования. Выявлять возможные каналы утечки конфиденциальной информации и принимать меры к их закрытию.

Налаживает хозяйственную, производственную деятельность на основе нормативов материальных, финансовых, трудовых затрат. Рационально расходует все виды ресурсов.

Муниципальные унитарные предприятия

Принимать заявки от подразделений на проведение мелких ремонтных работ и организовывать их выполнение.

Налаживает работу, результативное взаимодействие всех подразделений, производственных единиц. Направляет их работу на улучшение производства, повышение продуктивности труда, увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности продукции.

По доверенности действовать от имени организации, совершать юридические действия, представлять ее во всех организациях и учреждениях.

Руководитель Предприятия несет персональную ответственность за последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных действующим законодательством, Уставом предприятия, трудовым договором руководителя, иными нормативными правовыми актами.

Гендиректор МУП «ТТП» г. Орла Александр Коровин завтра покидает свой пост

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Руководить в соответствии с законодательством Российской Федерации производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Приложение N 2 к Распоряжению главы городского округа Подольск Московской области от 16 апреля 2008 г.

Распоряжаться имуществом Учреждения в порядке и в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации и Положением Учреждения.

Полумиллионная афера в Северодвинске, директор МУПа под подозрением

Решать иные вопросы, отнесенные действующим законодательством Российской Федерации и Положением Учреждения, локальными правовыми актами Учреждения и настоящим трудовым договором к компетенции Руководителя Учреждения.

Директор УК многоквартирными домами обязан: Директор управляющей компании жкх, должностная инструкция его обязывает знать все о состоянии дел предприятия, в том числе и финансов, и владеть информацией о работе каждого из своих сотрудников.

Управляющий делами администрации сельсовета назначается и освобождается от должности распоряжением администрации МО Георгиевского сельсовета.

На должность заместителя руководителя государственного унитарного предприятия, отвечающего за экономическую безопасность, назначается лицо, имеющее высшее юридическое или экономическое образование и стаж работы по специальности не менее 4 лет.

Директор на короткий срок, или как временно передать полномочия руководителя

Директор предприятия подотчетен учредителям предприятия в лице ___________________________________ (общего собрания учредителей, иного органа предприятия).

Налаживает хозяйственную, производственную деятельность на основе нормативов материальных, финансовых, трудовых затрат.

При этом в договоре отсутствует условие о том, что его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с даты, когда фактически началось его исполнение.
Анализировать ход выполнения поставленных задач и вносить соответствующие коррективы. Проводит маркетинговые мероприятия, чтобы понимать нужды клиентов и читателей.

Управляющего делами администрации

К тому же, компания и лично ее руководитель подотчетны муниципальным органам в части качества и полноты услуг, предоставляемых населению.

Руководитель Предприятия, недобросовестно использующий имущество и средства предприятия в собственных интересах или в интересах, противоположных интересам Учредителя, несет ответственность в пределах, определенных гражданским, уголовным, административным законодательством.

Утверждать штатное расписание и фонд оплаты труда Предприятия (только по согласованию с Работодателем или уполномоченным им лицом).

Читайте так же:  Бездоговорное потребление тепловой энергии

В Орле сменился «главный по трамваям и троллейбусам»

На должность зам. директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Экономика и управление» и стаж работы по направлению профессиональной деятельности, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

Обеспечивает совместно с трудовым коллективом и профсоюзными организациями разработку, заключение и выполнение коллективных договоров, следование трудовой, производственной дисциплине, способствует развитию мотивации, инициативы работников предприятия.
Создание условий для внедрения новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда.

Закон о назначение директора муниципальных унитарных предприятий

Статья 295

. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении 1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. 2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Особенность унитарных предприятий заключается в отсутствии права собственности на имущество. Унитарное предприятие — коммерческая организация.

не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества. Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Статья 114

. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд 1.

Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125 ) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Заключение трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия

Особенности правового статуса руководителя унитарного предприятия содержатся в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

от 8 декабря 2003 г.) (далее именуется Закон), согласно ст. 2 которого унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Статья 295

Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении 1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Закон о назначение директора муниципальных унитарных предприятий

Результаты прокурорской проверки показали, что администрация муниципального образования, являясь учредителем муниципального унитарного предприятия, не проявила заинтересованности в его полноценной работе и жизнеспособности.

Прокуратурой Смирныховского района проведен анализ деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы на территории МО ГО «Смирныховский», чьим учредителем являлась администрация МО ГО.

На территории МО ГО «Смирныховский» МУП «Смирныховская коммунальная компания» с 04.08.08 осуществляет оказание жилищно-коммунальных услуг населению. Уставом МО ГО «Смирныховский» закреплено положение, согласно которому органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законам Сахалинской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно п.1.7 и п.

Закон о назначение директора муниципальных унитарных предприятий

Незнание или неправильное оформление процедуры увольнения руководителя организации может привести к серьезным проблемам вплоть до парализации работы предприятия.

В частности, руководитель, считающий себя несправедливо уволенным, либо уволенный без соблюдения порядка передачи дел, может удерживать у себя документы и печать организации, что приведет к невозможности осуществления платежей, сдачи отчетности и т.д.

Вот почему необходимо соблюдать такую процедуру в полном соответствии с законом. Правовые основы увольнения руководителя. Руководитель организации отвечает за ее деятельность и развитие, которые не в последнюю очередь зависят от его личных качеств.

Коммунальные унитарные предприятия имеют все родовые признаки предприятий, определены разд.

2. Собственниками имущества муниципальных унитарных предприятий выступают районные или областные советы, представителями которых являются соответствующие территориальные общины сел, поселков, городов, районов в городах и на которые возлагаются функции по управлению этим имуществом.

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

В коммерческой деятельности принимают участие и унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество. закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ). Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Разъясняем законодательство

Про запреты директору унитарного предприятия

Руководитель унитарного предприятия (ФГУП, ОГУП, МУП) должен соответствовать определенным требованиям, установленным пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон).

В целом указанные требования представляют собой запреты:

— быть учредителем (участником) либо директором другого юридического лица (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, полного товарищества или товарищества на вере, крестьянского (фермерского) хозяйства, производственного кооператива, государственного и муниципального унитарного предприятия);

— занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления;

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях,

— заниматься предпринимательской деятельностью.

Кроме того, руководителю унитарного предприятия запрещено совершать сделки без согласия собственника имущества, если в совершении сделок имеется заинтересованность руководителя (ст. 22 Закона).

Важной составляющей данного ограничения является понятие заинтересованности , руководителя в определении условий заключаемой сделки, выборе контрагента и т.п.

Директор ФГУП, ОГУП и МУП признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— являются второй стороной сделки;

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более % акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки;

— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки.

Читайте так же:  Перевод без согласия работника

Аффилированными лицамипризнаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического или физического лица.

Руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица занимают должности в органах управления;

— об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

Неисполнение указанной обязанности, а также нарушение запретов руководителем унитарного предприятия является основанием для увольнения.

Органами прокуратуры области в 2013-2014 годах повсеместно выявлялись случаи нарушений указанных запретов и ограничений.

Так, по результатам мер прокурорского реагирования в 2013 году 1 директор унитарного предприятия вышел из состава участников юридического лица, 2 директора прекратили статус индивидуального предпринимателя, с 3 директорами трудовые договоры расторгнуты.

В 2014 году по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 1 директор унитарного предприятия вышел из состава участников юридического лица, с 6 директорами трудовые договоры расторгнуты.

В связи с чем, директорам ФГУП, ОГУП и МУП следует более ответственно подходить к соблюдению установленных для них законом запретов и ограничений

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Права и обязанности руководителя МУП

Текущее руководство деятельностью МУП осуществляют его руководители, выступающие в качестве единоличного исполнительного органа.

Руководитель МУП принимает самое деятельное участие в создании его. Именно с ним подписываются акт — передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества. Деятельность руководителя МУП регламентируется заключаемым с ним трудовым договором. Этот документ носит срочный характер и обычно заключается на срок до 5 лет. В трудовом договоре в обязательном порядке находят свое отражение следующие позиции:

— порядок расторжения договора.

Центральное место в трудовом договоре принадлежит разделу «права и обязанности».

К числу основных прав руководителя МУП относятся:

1. Организация работы предприятия

2. Действия без доверенности от имени предприятия

3. Распоряжение имуществом предприятия в пределах, установленных собственником

4. Совершение сделок от имени предприятия

5. Выдача доверенностей на совершение юридических действий

6. Открытие расчетных и иных счетов

7. Утверждение структуры и штатов предприятия

8. Прием на работу работников предприятия

9. Применение к работникам мер поощрения и мер административного взыскания

[3]

10.Издание обязательных для исполнения приказов и распоряжений

12.Подготовка предложений по изменению величины уставного фонда.

Обязанности руководителя:

— своевременное и качественное выполнение договоров

— обеспечение целевого использования имущества предприятия

— выполнение показателей деятельности, установленных администрацией МО

— своевременное и полное перечисление в бюджет МО не менее 25% чистой прибыли, полученной предприятием

— своевременная оплата труда, налоговых и иных обязательных платежей

Видео (кликните для воспроизведения).

— своевременное представление бухгалтерской и иной установленной отчетности.

Руководитель несет ответственность за своевременное и полное выполнение возложенных на него обязанностей. В этом плане он может быть подвергнут традиционным формам административного и материального взыскания.

Особенностью организации работы руководителя МУП является его периодическая аттестация на предмет соответствия занимаемой должности. Проводится такая аттестация администрацией МО.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8863 —

| 7557 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Муниципальное унитарное предприятие — что это за форма организации

Муниципальное унитарное предприятие — это юридическое лицо коммерческой направленности, владеющее собственностью, но не имеющее права распорядиться ей на свое усмотрение.

Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал. Организация пользуется предоставленным имуществом.

МУП — расшифровка аббревиатуры

Часто используемая аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

В термин вложено понимание, что фактическим правом распоряжения движимым имуществом организации наделяется муниципальное образование. Унитарность подразумевает запрет на разделение имущества на отдельные доли, на приватизацию.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия таблица

Безусловно, государственные и муниципальные унитарные организации обладают рядом различий. В наиболее полном формате они продемонстрированы в приведенной ниже таблице.

Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Законодатель регулирует деятельность данных организаций в:

  • Гражданском Кодексе РФ (ст. 113-115);
  • N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных предприятиях»;
  • Уставных документах организации.

Согласно перечисленным нормам, данные организации наделяются всеми правами юридических лиц. В то же время они ограничены в отдельных проявлениях товарно-рыночных отношений. Кратко они изложены ниже в данной статье.

Характеристика МУП

Мы собрали наиболее важные черты данных организаций.

Собственник

Образовываются данные организации в результате выделения собственником – муниципальным образованием либо государством – имущественной доли.

Нацелено создание данных организаций на удовлетворение какой-либо потребности или выполнения задач государства. В процессе деятельности организация имеет права извлекать прибыль. Обычно это делается путем сдачи в аренду пустующих зданий или комнат, оказания какого-либо рода услуг, осуществления производства.

Владелец имущественных прав организации на правах хоз. ведения и сама организация являются обособленными друг от друга. За долги организации владелец имущественного права может быть в ответе, только если его действия привели к образованию задолженностей. Сама организация не несет ответственности за задолженности учредителей.

Уставный капитал

Размер уставного капитала устанавливается уставом организации. Его уровень запрещено устанавливать ниже минимума заработной платы умноженной на 1000.

Количество участников

Отличительной особенностью является то, что в данных организациях официально не бывает участников. В них есть лишь членство.

Организационно-правовая форма МУП

Существует две организационно-правовые формы МУП:

  • на правах оперативного управления;
  • на правах хозяйственного ведения (казенные).

Принадлежность к определенной форме признается на основе права распоряжаться выделенным собственником имущества. При первой форме руководитель распоряжается движимым имуществом на свое усмотрение, при второй – пользуется этим правом лишь с одобрения власти.

Организация унитарного типа не наделяется правом передавать части собственности для создания других юридических лиц, дочерних предприятий.

Они обладают своим отдельным самостоятельным счетом.

Отличие МБУ от МУП

МУПы создаются, согласно их уставам, с коммерческими целями.

В отличие от них, бюджетная организация не обладает коммерческой направленностью. Они существуют только за счет выделяемого на них бюджета и никогда не создаются на коммерческих основах.

Читайте так же:  Как восстановить свидетельство о

Данный вид организаций в России отличается повышенной устойчивостью в условиях всевозможных кризисов и краха товарно-рыночных отношений. Это вызвано фактическим отсутствием конкуренции со стороны других рыночных субъектов, поскольку сферы деятельности их специфичны.

Государство осуществляет постоянный надзор за своими учреждениями и в случае необходимости оказывает им поддержку. Сами учреждения проявляют стабильность в оплате труда включенным в их состав членам. Такое правовое положение выгодно отличает их и привлекает новую рабочую силу.

Муниципальные унитарные предприятия примеры

В пример традиционного МУП можно привести МУП «Нарофоминский троллейбус», МУП «Расчетный центр ЖКХ».

Заключение

Данные учреждения отличаются низкой экономической эффективностью по определению. На каждый экономический период им сверху дается четкая инструкция.

В них нередко происходит стагнация в развитии членов, поскольку уровень оплаты труда сохраняется на протяжении долгих лет. Это ведет к отсутствию заинтересованности членов в развитии. Часто встречаются кражи казенного имущества, быстро расцветают все условия для бюрократических нарушений.

Не возникает ли конфликт интересов и не нарушается ли закон № 161-ФЗ при осуществлении МУП закупки, если покупатель – директор МУП, который является близким родственником продавца?

Директор муниципального унитарного предприятия (МУП), учредителем которого является сельское поселение, для нужд МУП решил приобрести трактор. При дальнейшем рассмотрении ситуации администрацией поселения оказалось, что продавец — частное лицо, является дочерью директора МУП.

МУП осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Может ли предприятие в данном случае совершить покупку трактора? Не возникает ли при таких условиях конфликт интересов?

Будет ли заключение указанной сделки противоречить требованиям Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»? Нужно ли осуществлять закупку в электронном виде?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: унитарное предприятие вправе осуществить указанную закупку только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Осуществлять закупку в электронной форме в данном случае не требуется.

Обоснование вывода

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не содержит понятие «конфликт интересов» в отношении сделок, совершенных между руководителем организации и лицом, состоящим с ним в близких родственных отношениях (в отличие от, например, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 27).

В то же время в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона № 161-ФЗ такие сделки признаются сделками, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия. Они могут совершаться только с согласия собственника имущества унитарного предприятия (см., напр., постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 № 13АП-11769/12, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 № 15АП-1517/15, ФАС Дальневосточного округа от 04.03.2011 № Ф03-9890/2010 по делу № А16-803/2010).

На основании п. 3 ст. 22 Закона № 161-ФЗ сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных данной статьей, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или собственника имущества унитарного предприятия (см. также п. 1, 3, 13 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.03.2015 № Ф06-21960/13 по делу № А72-6956/2014).

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не ограничено право на заключение договоров с участниками закупки (руководителями участников закупки), состоящими в родстве с руководителем заказчика. Поэтому сам по себе факт родства директора МУПи участника закупки значения не имеет.

Согласно ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. Этот перечень включает в себя и закупку автомобилей, прицепов и полуприцепов, кузовов для автомобилей, деталей и принадлежностей к ним (ОКПД 3400000), а также транспортных средств, не включенных в другие группировки (ОКПД 3590000). Тракторы, составные части, узлы и детали к ним включены в группировку 2918010 ОКПД, соответственно, в данном случае заказчик вправе не осуществлять закупку в электронной форме.

Надежда Верхова, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ и Максим Золотых, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Полномочия руководителя унитарного предприятия и его ответственность

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен ему.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности. Он же организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.

Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он несет ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию своими виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

Порядок совершения сделок с заинтересованностью, крупных сделок и заимствований денежных средств

Сделки с заинтересованностью

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица:

— являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

Читайте так же:  Фактически понесенные расходы

— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием.

Руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:

[2]

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица:

— владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица занимают должности в органах управления;

— об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных законом, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или собственника имущества унитарного предприятия.

Крупные сделки

Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества — на основании цены предложения такого имущества.

Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Заимствования денежных средств

Заимствования унитарным предприятием могут осуществляться в форме:

— кредитов по договорам с кредитными организациями;

— бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.

Государственное или муниципальное предприятие вправе также осуществлять заимствования путем размещения облигаций или выдачи векселей.

Унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия.

Управление муниципальными унитарными предприятиями

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Нормативно-правовые основы. ст. 113-115 Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Понятие и сущность. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарного является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

Муниципальное имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям, выделено из состава муниципальной казны и находится у муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, а у муниципальных учреждений и казенных предприятий — на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (муниципальное образование) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Право оперативного управления предполагает, что казенное предприятие или учреждение обладает правами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом только в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника (муниципального образования). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, право оперативного управления является для хозяйствующего субъекта значительно более ограниченным, чем право хозяйственного ведения.

МУП не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться без согласия органа местного самоуправления. МУП ежегодно перечисляет в местный бюджет установленную собственником часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а остальную часть вправе использовать по своему усмотрению.

Права в отношении МУП. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Назначение на должность и заключение трудового договора с руководителями муниципальных предприятий и учреждений производятся различными способами. Нередко назначение на должность руководителей муниципальных предприятий и учреждений производится по конкурсу главой муниципального образования в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования. При этом организация и проведение конкурса на замещение вакантных должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений осуществляются конкурсной комиссией, которая создается и действует в соответствии с положением о конкурсной комиссии, утверждаемым решением представительного органа муниципального образования.

Прекращение трудового договора с руководителем муниципального предприятия или учреждения производится по основаниям, предусмотренным законодательством и условиями трудового договора. Увольнение руководителя муниципального предприятия или учреждения производится, как правило, главой муниципального образования.

Руководители муниципальных предприятий и учреждений представляют администрации муниципального образования и (или) представительному органу муниципального образования отчеты об использовании имущества, закрепленного за муниципальным предприятием или учреждением, по установленным формам.

При необходимости кроме периодической обязательной отчетности руководители муниципальных предприятий и учреждений обязаны представлять информацию и отчеты о деятельности возглавляемых ими предприятий и учреждений по запросам представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

Руководитель муниципального предприятия, учреждения несет персональную ответственность за достоверность и своевременность представляемой отчетности.

Назначение. Муниципальные предприятия имеются во всем мире. В российских городах и других муниципальных образованиях они выполняют подавляющую часть муниципальных услуг по тепло-, электро-, газо-, водоснабжению и водоотведению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора, пожаротушению и др.

Целесообразность создания муниципальных предприятий обусловлена следующими факторами:

— потребностью в бесперебойном и гарантированном по объему и минимальным стандартам качества исполнении некоторых важнейших муниципальных услуг;

— локальным (местным) монополизмом предприятия в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного самоуправления не желает быть зависимым от частника;

стремлением к обеспечению социальной справедливости и предотвращению дискриминации потребителей услуг (по районам проживания, по категориям потребителей);

— возможностью муниципальной власти влиять на цены и тарифы.

Чем менее устойчива социально-экономическая ситуация в стране и на территории, тем более склонна муниципальная власть оказывать муниципальные услуги силами муниципальных предприятий.

Читайте так же:  Материально ответственное лицо ответственность

Проблемы управления. Сознавая ряд положительных моментов деятельности муниципальных предприятий, нельзя одновременно не видеть их существенные недостатки:

— большинство муниципальных предприятий выполняют либо общественные, либо социально значимые частные услуги и поэтому получают денежные средства из бюджета (несмотря на существование запрета прямого финансирования коммерческих предприятий напрямую из бюджета). Этим предприятиям выгоднее оставаться на иждивении, и они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, ибо это приведет к сокращению бюджетных дотаций. Поэтому необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль над экономической деятельностью муниципальных предприятий;

— муниципальное предприятие всегда желает быть монополистом в своей сфере деятельности и отрицательно относится к появлению любого конкурента, который, возможно, будет выполнять ту же услугу дешевле и качественнее.

Основная проблема российских МУП состоит в том, что большинство из них неэффективны, оказываемые ими муниципальные услуги исполняются некачественно, что вызывает жалобы населения; многие доведены до банкротства. Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления, которые (в интересах населения) устанавливают экономически необоснованные цены и тарифы на продукцию и услуги МУП, не обеспечивающие их рентабельной работы. В то же время они не в полной мере компенсируют (или совсем не компенсируют) теряющиеся при этом доходы МУП, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Через некоторое время МУП неизбежно становится банкротом. Сами МУП также объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, ибо это приводит не к улучшению их финансового состояния, а к уменьшению или прекращению бюджетных дотаций. Будучи местными монополистами, они крайне отрицательно относятся к появлению конкурентов в сферах своей деятельности.

Сама форма хозяйственного ведения, на основе которой имущественные комплексы МУП передаются их директорам, крайне неэффективна и обременительна для муниципального образования. После заключения договора (контракта) с руководителем МУП органы местного самоуправления фактически не вправе вмешиваться в его хозяйственную деятельность, кроме случаев, оговоренных законодательством и уставом предприятия. В отличие от акционерных обществ, где деятельность исполнительной дирекции подконтрольна совету директоров и собранию акционеров, а финансовую деятельность ежегодно проверяет ревизионная комиссия, директор МУП действует практически бесконтрольно. Зачастую неэффективное управление МУП приводит к тому, что имущество предприятия описывается за долги судебными приставами и таким образом утрачивается муниципальная собственность, а органы местного самоуправления не вправе воспрепятствовать этому. Поэтому за экономической деятельностью муниципальных унитарных предприятий необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль. В зарубежной практике формы хозяйственного ведения не существует.

Пути повышения эффективности управления МУП. Многие исследователи выступают в таких условиях за массовую приватизацию МУП и передачу выполняемых ими услуг частному сектору. Не отрицая преимуществ частного сектора, органы местного самоуправления в то же время справедливо опасаются потери управляемости предоставлением жизненно важных муниципальных услуг, особенно в монопольных сферах. Поэтому идет активный поиск и отработка промежуточных (компромиссных) форм хозяйствования в жизнеобеспечивающих и малоконкурентных сферах муниципальной деятельности, при которых имущественный комплекс МУП остается в муниципальной собственности, но передается в управление частным хозяйствующим субъектам, т.е. функции собственника и управляющего муниципальной собственностью оказываются разделенными. Во многих зарубежных странах муниципалитеты передают в управление частным компаниям такие жизненно важные муниципальные объекты, как водопровод, городские очистные сооружения и даже метрополитены, не приватизируя их имущественные комплексы.

Компромиссными формами управления имущественными комплексами муниципальных предприятий могут считаться следующие.

Аренда имущественных комплексов МУП как единого целого. В роли арендаторов могут выступать хозяйственные общества самых разных организационно-правовых форм. Сильные стороны: получение гарантированных поступлений платежей в местный бюджет независимо от результатов хозяйственной деятельности арендатора, возможность дифференцировать арендные платежи в зависимости от профиля предприятия, изменять их в соответствии с инфляцией. Отрицательные стороны: цели арендатора и арендодателя могут не совпадать, краткосрочная аренда не мотивирует предпринимателя инвестировать в муниципальную собственность.

Концессия — форма долгосрочной аренды (до 50 лет), предусматривающая в качестве условия инвестирование средств концессионера в имущественный комплекс предприятия. Концессия может быть наиболее эффективной для монопольных и инвестиционно привлекательных предприятий муниципального хозяйства, например в сферах водоснабжения или теплоснабжения. Эффективность в этих сферах может быть обеспечена за счет мероприятий по ресурсосбережению, на реализацию которых у муниципального образования нет собственных средств. Муниципальное образование может освободить концессионера от арендной платы за переданное имущество при условии инвестирования этих средств в реконструкцию и развитие предприятия.

Доверительное управление. Это передача имущественного комплекса МУП на определенный срок доверительному управляющему — физическому или юридическому лицу. Последний обязуется управлять имущественным комплексом МУП в интересах муниципального образования за вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления. Поскольку источником вознаграждения являются доходы предприятия, доверительный управляющий объективно заинтересован в их увеличении. Обычный срок договора доверительного управления, согласно Гражданскому кодексу РФ, не должен превышать 5 лет, однако допускается установление иных предельных сроков.

Акционирование имущественных комплексов МУП при сохранении за муниципальным образованием контрольного пакета или даже 100% акций. С юридической точки зрения это равносильно приватизации, поскольку муниципальная собственность превращается в акционерную. Однако реальные рычаги управления предприятием остаются у органа местного самоуправления, а форма акционерного общества позволяет ему установить необходимый контроль совета директоров над деятельностью предприятия и повысить его заинтересованность в улучшении результатов финансово-хозяйственной деятельности. Недостатком акционирования является то, что получение дивидендов на акции акционерного общества (в отличие, например, от аренды) не гарантировано. Однако для убыточно работающих МУП это несущественно.

Итак, выбор наиболее эффективной формы управления имущественными комплексами МУП является весьма сложной задачей. Принятие оптимального решения по данному вопросу в каждом конкретном случае требует учета многих, зачастую противоречивых факторов и творческого подхода. Можно предположить, что в перспективе муниципальные унитарные предприятия и хозяйственное ведение как форма управления муниципальной собственностью исчезнут.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.

  2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  4. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
  5. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.
Директор муниципального унитарного предприятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here