Азс опасный производственный объект

Описание страницы: азс опасный производственный объект - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Содержание

Исключат ли автозаправки из перечня опасных производственных объектов?

Исключат ли автозаправки из перечня опасных производственных объектов?

В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», исключающий АЗС с заправкой жидким моторным топливом из перечня объектов, относимых к категории опасных производственных.

Соответствующие поправки вносятся в статью 5 федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и статью 2 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Как говорится в материалах к законопроекту, в соответствии с федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, должна предотвращать проникновение на него посторонних лиц, а также допускать к работе на опасном производственном объекте только лиц, удовлетворяющих квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.

Выполнение данных требований исключает возможность реализации нефтепродукта клиентам на территории автозаправочных станций. Тем более, эти требования невыполнимы на автоматических АЗС, работающих без обслуживающего персонала.

При этом автозаправочные станции остаются в категории опасных объектов, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, в соответствии с федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Кроме того, законопроект вносит поправку в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», устраняющую правовой пробел вопросах организации лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, появившийся в связи с вступлением в силу с 3 ноября 2011 года федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно поправке, до вступления в силу федерального закона, предусматривающего передачу полномочий РФ по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, органам госвласти субъектов РФ лицензирование указанного вида деятельности вправе осуществлять уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

«Автозаправочные станции отнесены к опасным непроизводственным объектам. » — разъяснения надзорной деятельности в отношении автозаправочных станций

«Автозаправочные станции отнесены к опасным непроизводственным объектам. » — разъяснения надзорной деятельности в отношении автозаправочных станций

Согласно решению Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания от 29.06.2007 № 65, раздел XVII, пункт 2) автозаправочные станции отнесены к опасным непроизводственным объектам.

Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2008 года № ВЗ-П16-2160 приказом Ростехнадзора от 15.04.2008 № 241 «О мерах по устранению необоснованных административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности» установлено прекратить регистрацию автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов.

В соответствии с пунктом 4 приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599, работы и услуги по хранению воспламеняющихся, окисляющихся, горючих взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», на автозаправочных станциях, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, не подлежат лицензированию.

Понятия оптовой и розничной торговли определены статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которому:

— оптовая торговля – тип торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным использованием;

— розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем Федеральным законом от 19.10.2011 № 289-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в части исключения автозаправочных станций жидкого моторного топлива, расположенных на территории Российской Федерации, из категории опасных производственных объектов.

Таким образом, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору не уполномочена осуществлять надзор за автозаправочными станциями жидкого моторного топлива, не являющимися опасными производственными объектами.

Приложение 1. Опасные производственные объекты

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 170-ФЗ в приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

Опасные производственные объекты

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2008 г., 4 марта 2013 г., 2 июня 2016 г.

Читайте так же:  Ккм на енвд

См. письмо Госстроя России от 6 июня 2013 г. N 5061-ДБ/12/ГС о разъяснении нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области проектирования особо опасных производственных объектов

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:

а) воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества — вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества — жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

[1]

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, — вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;

6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

К опасным производственным объектам не относятся:

объекты электросетевого хозяйства;

работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления.

АЗС опасный производственный объект

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 мая 2006 г. N Ф08-1797/06-762А «По смыслу статьи 17 Закона N 128-ФЗ на осуществление деятельности по эксплуатации автозаправочной станции, являющейся пожароопасным производственным объектом, необходима лицензия» (извлечение)

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по Милютинскому району Ростовской области (далее — отделение государственного пожарного надзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Сысолятиной Н.Ю. (далее — предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасного объекта (автозаправочной станции — АЗС) без специального разрешения (лицензии).

Решением суда от 30.11.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.06, предприниматель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса в виде 4 тыс. рублей штрафа. Суд исходил из того, что материалами дела подтверждается факт совершения заинтересованным лицом указанного правонарушения.

Предприниматель в кассационной жалобе и дополнении к ней просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу. По мнению предпринимателя, лицензия на эксплуатацию АЗС как пожароопасного производственного объекта не требуется, поскольку автозаправочная станция не относится к опасным производственным объектам и является объектом розничной торговли.

В отзыве на кассационную жалобу отделение государственного пожарного надзора просит жалобу отклонить и оставить в силе обжалованные судебные акты, которые соответствуют закону. В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.

Читайте так же:  Счет в банке

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы с дополнением, выслушав представителя предпринимателя, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 13 октября 2005 сотрудники отделения государственного пожарного надзора провели проверку автозаправочной станции, принадлежащей предпринимателю Сысолятиной Н.Ю., по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон N 128-ФЗ). В ходе проверки установлено, что предприниматель осуществляет эксплуатацию автозаправочной станции без специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов. Данное правонарушение зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 13.10.05 N 36, составленном начальником отделения государственного пожарного надзора по Милютинскому району.

Материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При рассмотрении дела суд обоснованно руководствовался следующим. Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная норма содержит общее требование к эксплуатации опасного производственного объекта и является отсылочной к нормам действующего законодательства Российской Федерации в области лицензирования. Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ лицензированию подлежит, в частности, деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов. Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов установлен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 года N 595. При этом под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 637, деятельность по хранению нефтепродуктов включает в себя налив, хранение, слив нефтепродуктов, а также внутрискладские операции по их перемещению, приемке, закачке и отбору и т.п.

Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденным Приказом Минэнерго от 1 августа 2001 года N 229, автозаправочные станции предназначены для приема, хранения, выдачи (отпуска) и учета количества автомобильного топлива.

Хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации, то есть по смыслу подпункта «в» пункта 1 Приложения 1 Федерального закона N 116-ФЗ является квалифицирующим признаком для отнесения автозаправочных станций к пожароопасным производственным объектам.

Таким образом, по смыслу статьи 17 Закона N 128-ФЗ на осуществление деятельности по эксплуатации автозаправочной станции, являющейся пожароопасным производственным объектом, необходима лицензия. При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о том, что в действиях заинтересованного лица имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле материалов и выводов суда. В соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.

Суд всесторонне, полно и объективно исследовали фактические обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую правовую оценку. С учетом изложенного оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение от 30.11.05 и постановления апелляционной инстанции от 09.02.06 Арбитражного суда Ростовской области делу N А53-27785/2005-С5-6 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 мая 2006 г. N Ф08-1797/06-762А «По смыслу статьи 17 Закона N 128-ФЗ на осуществление деятельности по эксплуатации автозаправочной станции, являющейся пожароопасным производственным объектом, необходима лицензия»

Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве

Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника

Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании

АЗС опасный производственный объект

Является ли автозаправочная станция ОПО?

Гость Дата: Вторник, 28.06.2016, 13:39 | Сообщение # 1

ООО планирует ввести в состав нашего Общества безоператорную АЗС. Количество жидкого топлива — менее 1000 тн, жидкое топливо будет использоваться как для нужд Общества, так и в розничную реализацию. Является ли данная автозаправочная станция опасным производственным объектом?
Гость Дата: Вторник, 28.06.2016, 13:45 | Сообщение # 2

1. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 02.07.2013):

1) К категории опасных производственных объектов в соответствии с приложением 1 (п.1в) относятся горючие вещества — жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

2) Согласно Приложению 2 («Классификация опасных производственных объектов»), таблица 2, к опасным производственным объектам относятся горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах в количестве 1000 и более тонн — III класс опасности.

Читайте так же:  Гражданство рф для белорусов

2. Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (ред. от 01.01.2016):

Статья 5. Опасные объекты.

п.1. К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права:

3) автозаправочные станции жидкого моторного топлива.

Подписан закон, направленный на снижение административных барьеров для владельцев автогазозаправочных станций в России

Опасные производственные объекты, на которых используется оборудование автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом, исключены из перечня объектов III класса опасности. Теперь данные объекты относятся к IV классу опасности.

Снижение класса опасности позволит исключить необходимость проведения федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности плановых проверок указанных объектов. При этом сохраняется возможность проведения внеплановых проверок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

При этом в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасный производственный объект, не проведена перерегистрация в государственном реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта, класс опасности которого должен быть изменен в соответствии с принятым Федеральным законом, плановые проверки такого хозяйствующего субъекта в отношении данного объекта проводятся не чаще чем один раз в течение трех лет.

Закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности по проекту федерального закона N 734926-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 734926-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

Комитет Государственной Думы по промышленности рассмотрел проект федерального закона N 734926-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее — законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает:

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ), направленные на исключение автозаправочных станций, предназначенных для осуществления заправки транспортных средств природным газом, из категории опасных производственных объектов (далее — ОПО).

Также, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее — Федеральный закон N 225-ФЗ), в части включения автозаправочных станций, предназначенных для осуществления заправки транспортных средств природным газом, в список объектов, подлежащих обязательному страхованию.

В соответствии с пояснительной запиской, законопроект направлен на создание благоприятных условий для использования природного газа в качестве моторного топлива, в том числе создание широкой сети газозаправочных комплексов, обеспечение экологической и энергетической безопасности, энергосбережение и повышение бюджетной эффективности, снижение себестоимости товаров и услуг, а также создание новых рабочих мест.

[3]

В то же время ряд положений законопроекта требуют дополнительного уточнения:

1. Действующее законодательство не содержит понятия «автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств газом природным». В подзаконном правовом регулировании закреплено понятие «автогазозаправочные станции» (АГЗС, АГНКС, КриоАЗС), которые снабжают автотранспорт газомоторным топливом: сжиженным углеводородным газом (далее — СУГ), компримированным природным газом (далее — КПГ), сжиженным природным газом (далее — СПГ) (пункт 2 «Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» (утв. приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 N 559, зарегистрированным в Минюсте России 29.01.2015 N 35780; далее — приказ Ростехнадзора N 559).

Согласно нормативной классификации автогазозаправочных станций АГНКС (автомобильная газонаполнительные компрессорная станция) определяется как технологическая система, предназначенная для заправки баллонов топливной системы транспортных средств, а также сосудов аккумулятора газа ПАГЗ (передвижной автомобильный газовый заправщик) компримированным (сжатым) природным газом (пункт 5.8 Приказа МЧС России от 05.05.2014 N 221 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее — Приказ МЧС России N 221).

КриоАЗС (криогенная автозаправочная станция) это — технологическая система для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, получаемым на территории станции путем регазификации сжиженного природного газа (пункт 5.12 Приказа МЧС России N 221).

АГЗС (автомобильная газозаправочная станция) — это технологическая система, которая предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств СУГ (пункт 5.9 Приказа МЧС России N 221).

Исходя из приведенных выше дефиниций, формально в объем понятия «автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств газом природным» входят АГНКС и КриоАЗС.

Вместе с тем, Комитет отмечает неопределенность круга объектов, выводимых из-под действия Федерального закона N 116-ФЗ, так как кроме понятия «природный газ» существует понятие СУГ, который является более тяжелым и, следовательно, взрывопожароопасным. Указанные понятия не имеют точных нормативных определений, ни в федеральном законодательстве, ни в технических регламентах. В связи с этим, возникает вопрос: останутся ли ОПО автомобильные газозаправочные станции, предназначенные для заправки транспортных средств СУГ (далее — АГЗС)?

Читайте так же:  Земля под зданием

По информации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за период с 1 января 2011 г. по 1 января 2014 г. на АГЗС зарегистрировано 4 аварии и 2 случая смертельного травматизма. За тот же период на АГНКС аварий не зарегистрировано.

Кроме того, отмечаем, что действующее нормативно-правовое регулирование в сфере пожарной безопасности предполагает возможность эксплуатации АГНКС и КриоАЗС в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий нефтяной и газовой (нефтегазовой) промышленности (пункт 1.3 Приказа МЧС России N 221). В связи с этим, дополнительных разъяснений требует вопрос: распространяется ли действие законопроекта на указанные объекты?

Комитет считает, что реализация норм законопроекта может повлечь возникновение в ходе правоприменительной практики многочисленных споров, связанных с отмеченными понятийными неопределенностьями. В целях исключения правовых коллизий необходимо определить в федеральном законодательстве понятие «автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств газом природным», приведя его в соответствие с уже действующими дефинициями. Целесообразно уточнить статью 1 законопроекта в части прямого указания, что изъятие АГНКС и КриоАЗС, из сферы действия Федерального закона N 116-ФЗ не распространяется на АГЗС.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ АГНКС и КриоАЗС причисляются к ОПО на основании:

— присутствия определенного законом количества воспламеняющегося горючего газа (более 1 тонны);

— использования оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 Мпа (70 000 Па).

С точки зрения последнего критерия АГНКС и КриоАЗС относятся к ОПО III класса опасности (пункт 5 Приложения 2 Федерального закона N 116-ФЗ).

Иные признаки, указанные в пояснительной записке к законопроекту и не закрепленные в Федеральном законе N 116-ФЗ (в том числе, совершение юридическим лицом сделок розничной купли-продажи, наличие/отсутствие производственной деятельности, наличие/отсутствие доступа определенного круга лиц на территорию ОПО), не являются признаками для осуществления идентификации ОПО.

В этой связи, Комитет отмечает недостаточную проработанность правовых оснований для исключения АГНКС и КриоАЗС, из разряда ОПО.

3. Как следует из пояснительной записки, в случае принятия законопроекта прекратит свое существование мера государственного регулирования — лицензирование деятельности по эксплуатации АГНКС и КриоАЗС, которое сейчас осуществляется на основании пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

Кроме того, АГНКС и КриоАЗС, переставшие быть ОПО, выйдут из-под федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, осуществляемого Ростехнадзором на основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Указанные меры государственного регулирования авторы законопроекта предлагают заменить экономическими методами через определение размера страховой премии, обеспечением поднадзорности объектов органам МЧС России в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О пожарной безопасности», а также выполнением Технического регламента Таможенного союза. TP ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее — Технический регламент TP ТС 032/2013).

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» следует читать как «69-ФЗ»

4. Закрепление требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта применительно к АГНКС и КриоАЗС не является новацией. Норма об обязательном страховании данных объектов уже существует в Федеральном законе N 225-ФЗ. Различие состоит в том, что сейчас требование об обязательном страховании обусловлено принадлежностью АГНКС и КриоАЗС к категории ОПО, а в новой редакции обязанность страхования гражданской ответственности владельца АГНКС и КриоАЗС будет прямо установлена законом.

Важно отметить, что Федеральный закон N 225-ФЗ не предусматривает обязательного механизма воздействия страховщика на безопасную эксплуатацию опасных объектов. Данный механизм не способен адекватно заменить собой административный надзор государства и зависит от усмотрения страховщика.

Согласно статье 7 Федерального закона N 225-ФЗ страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России. При расчете страховой премии по договору обязательного страхования предусмотрена возможность применения страховщиком дополнительного понижающего коэффициента, который устанавливается им исходя из уровня безопасности опасного объекта. Однако, такая возможность является правом, а не обязанностью страховщика.

5. В настоящее время в отношении АГНКС и КриоАЗС действуют требования промышленной безопасности, существенно отличающиеся по своему содержанию от предмета регулирования законодательства о пожарной безопасности и Технического регламента TP ТС 032/2013. В их числе требования, установленные Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» (утв. приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 N 559, зарегистрированным в Минюсте России 29.01.2015 N 35780; далее — приказ Ростехнадзора N 559).

Указанные правила закрепляют обязательные требования к эксплуатации автозаправочных станций, в том числе к системам безопасности и обслуживающему персоналу, а также к эксплуатации технических устройств (пункт 4 приказа Ростехнадзора N 559).

Необходимо подчеркнуть, что Технический регламент TP ТС 032/2013 регулирует вопросы разработки (проектирования) и изготовления (производства), но не содержит каких-либо требований к эксплуатации такого оборудования. Вопросы эксплуатации в настоящее время регулируются законодательством о промышленной безопасности стран-участниц Евразийского экономического союза.

Отмеченная разница в предметах регулирования связана с рядом особенностей технического регулирования, как особого института права. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон N 184-ФЗ) технический регламент — это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам. Кроме того, технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность (статья 7 Федерального закона N 184-ФЗ).

Читайте так же:  Как правильно рассчитать алименты с зарплаты работника

Таким образом, выведенные из-под действия Федерального закона N 116-ФЗ объекты, оказываются, по мнению Комитета, без должного нормативно-правового регулирования и государственного надзора. В связи с этим, правовые последствия исключения АГНКС и КриоАЗС из категории ОПО и проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием их последующей эксплуатации, требуют дополнительного анализа и проработки.

Необходимо подчеркнуть, что большинство высказанных замечаний можно учесть в рамках существующих подходов законодательства о промышленной безопасности, например, при помощи изменения для АГНКС и КриоАЗС класса опасности ОПО: с III класса на IV класс или установления для природного газа специального критерия для определения опасности.

Комитет считает, что данные замечания могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.

Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 734926-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в первом чтении.

Заместитель председателя Комитета

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Мероприятия

Игорь Юргенс и Светлана Гусар приняли участие в Московском финансовом форуме – 2019

Часто задаваемые вопросы

Что является документальным подтверждением исключения опасного объекта из реестра ОПО и регистра ГТС?

Письменное уведомление Ростехнадзора о снятии объекта с учета, которое выдается владельцу только по его требованию.

Нужно ли производить страхование опасных объектов, которые официально законсервированы?

В то время, пока объект находится в Реестре ОПО, он подлежит страхованию по 225-ФЗ (кроме того, консервация – это также эксплуатация ОПО в соответствии со ст.2 225-ФЗ)

Если муниципальное образование (МО) является собственником только части квартир в многоквартирном доме, остальные квартиры приватизированные, т.е. 10 квартир из 25 в собственности у МО, то каким образом заключается договор обязательного страхования? Прим

Страхователем по 225-ФЗ выступает эксплуатирующая организация. Таким образом, договоры будут заключать ТСЖ, УК и т.д. с 2013 года

Подлежат ли страхованию автозаправочные станции (АЗС) и автомобильные газозаправочные станции (АГЗС)?

Автозаправочные станции, осуществляющие розничную торговлю жидким моторным топливом, не относятся к категории опасных производственных объектов, подлежащих регистрации в Государственном реестре. Тем не менее, такие автозаправочные станции (АЗС) относятся к опасным объектам в рамках 225-ФЗ и подлежат обязательному страхованию ответственности.
Что касается автомобильных газозаправочных станций, то они относятся к категории опасных производственных объектов и также подлежат обязательному страхованию ответственности в рамках 225-ФЗ.

Каким образом поступить с обязанностью по страхованию в рамках 225-ФЗ, когда опасный объект формально существует, фактически – не существует?

В данном случае применяется формальный подход, а именно, если опасный объект зарегистрирован в качестве опасного производственного объекта или гидротехнического сооружения, то он подлежит обязательному страхованию в рамках 225-ФЗ. Если объект фактически не существует, то его владельцу следует исключить его из реестра опасных производственных объектов (Российского регистра гидротехнических сооружений), только после этого обязанность по обязательному страхованию ответственности отпадет.

Надо ли страховать предприятия по изготовлению пиротехнических изделий (салюта)?

Если предприятия по изготовлению пиротехнических изделий (салюта) зарегистрированы в Государственном реестре опасных производственных объектов в качестве опасных производственных объектов (по признаку наличия взрывчатых веществ), то они являются опасными объектами в трактовке 225-ФЗ и, соответственно, подлежат обязательному страхованию ответственности.

В частном доме есть котельная и лифт. Надо ли их страховать по 225-ФЗ?

Если котельная и лифт входят в состав какого-либо опасного производственного объекта, то они подлежат страхованию в рамках 225-ФЗ, в противном случае требования по страхованию ответственности на них не распространяются.

Страхуются ли атомные объекты?

Если в состав атомных объектов входят опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов, или гидротехнические сооружения, внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений, то вышеуказанные опасные производственные объекты и/или гидротехнические сооружения подлежат страхованию в рамках 225-ФЗ.

Страхуются ли по 225-ФЗ военные базы и склады, а также военно-промышленные объекты?

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в состав военных баз и складов / военно-промышленных объектов входят опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов, или гидротехнические сооружения, внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений, то вышеуказанные опасные производственные объекты и/или гидротехнические сооружения подлежат страхованию в рамках 225-ФЗ.

Источники


  1. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.

  2. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
  4. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
  5. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
Азс опасный производственный объект
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here