Антимонопольное законодательство

Описание страницы: антимонопольное законодательство - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Discovered

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

Антимонопольное законодательство — система правовых актов, позволяющих обеспечить конкурентные условия рыночных отношений, установить правила поведения участников на товарных рынках, защитить права предприятий малого и среднего бизнеса от хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Первым законом, ограничивающим проявление монополизма на рынке товаров, стал Закон Шермана 1890 г., один из основных законов в рамках антитрестовского (antitrust) законодательства США, получивший название по имени автора законопроекта сенатора Дж. Шермана (Sherman Act). Закон запретил контракты, монополистические объединения и тайные сговоры, ограничивающие свободу торговли. Максимальный штраф в пользу государства, взимаемый с корпораций за нарушение закона, первоначально составлял 5 тыс. долл., затем был увеличен до 50 тыс. долл. (1955) и 1 млн долл. (1974).

После 2-й мировой войны (50–60-е гг.) антимонопольное законодательство появилось в странах Общего рынка, в Японии и почти во всех промышленно развитых странах мира. В одних государствах оно именуется антимонопольным (США, Канада, Япония, в США также называется антитрестовским) или антикартельным (Германия, Австрия, Швейцария), а в других (в т.ч. во многих странах – членах ЕС) оно определяется как законодательство по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой.

В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. Основными целями антимонопольного законодательства большинства государств являются:

  • защита и поощрение конкуренции;
  • контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке;
  • контроль за процессом концентрации производства и централизации капитала;
  • контроль над ценообразованием;
  • содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов;
  • защита интересов потребителей.

В некоторых государствах в антимонопольное законодательство включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленной против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. В узком смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых монополий и крупных олигополистических объединений, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих нормы делового общения.

По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

Антимонопольное законодательство РФ — основные акты

Принятие антимонопольного законодательства в России

Антимонопольное законодательство РФ направлено на недопущение создания монополий, а также способствование формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.

Формирование российского антимонопольного законодательства началось не так давно, в конце XX века, тем не менее некоторые его элементы уже можно усмотреть в дореволюционный период и в советское время. Однако никакие существовавшие до этого правовые системы и уложения не оказали на него существенного влияния. Поэтому принято считать, что создание антимонопольного законодательства началось с нуля.

Отправной точкой в этой сфере стало принятие закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1, при помощи которого уже в том же году было приостановлено создание более 30 крупных концернов, наделенных властью по управлению государственным имуществом, созданию и ликвидации таких учреждений, а также назначению их руководителей.

В указанном акте были более четко определены задачи антимонопольной политики:

  1. Способствование образованию здоровых рыночных отношений путем содействия развитию конкуренции.
  2. Предупреждение, ограничение, пресечение становления монополистической деятельности.
  3. Контроль со стороны государства за исполнением указанных норм.

Этот закон действует по настоящее время, в основном в части определения понятий в данной области.

Российское антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство России основано на Конституции и Гражданском кодексе РФ. Например, ст. 10 ГК РФ содержит положения, регламентирующие запрет применения гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Фундаментальным актом является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. В нём определены основы защиты конкуренции, а также методы подавления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ регулирует отношения в условиях естественных монополий, формирование и создание которых иногда оправдано по причине возможности обеспечения рынка товарами лишь одним предприятием.

Помимо указанных актов, нормы антимонопольного законодательства РФ содержат:

  1. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 в виде запрета, ограничения, дискриминации на пользование недрами.
  2. Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ указывает на недопущение отказа заключения государственного контракта с поставщиками, занимающими доминирующее положение на рынке.
  3. ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ.
  4. Иные акты.

Кроме того, отношения в этой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами антимонопольного органа. В качестве примера можно привести приказ ФАС РФ «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» от 25.04.2006 № 108.

[1]

Уровни антимонопольного законодательства

Уровни антимонопольного законодательства делятся на 3 вида:

  1. Принимаемые на федеральном уровне.
  2. Принимаемые на уровне субъектов РФ, так как на этом уровне возможно регулировать, формировать и применять цены в определенной отрасли экономики, в том числе в естественных монополиях.
  3. Принимаемые на уровне муниципальных образований, так как на этом уровне допускается оказание воздействия на деятельность локальной монополии, например предприятия тепло- и водоснабжения.

Российское антимонопольное законодательство включает в себя немалый перечень нормативных актов, которые совершенствуются, дополняются и изменяются с учетом развития экономических отношений. Формируется оно из документов, принимаемых не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также путем издания актов самим антимонопольным органом.

Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства

В странах с развитыми рыночными системами государство про­тивопоставляет монополизму весь свой экономический и политиче­ский потенциал, находит действенные меры и механизмы демонтажа опасных для экономики монополистических структур. Во многом по этой причине крупные корпорации часто предпочитают воздерживаться от монополистического поведения. И поступают так не только из-за действующих антимонопольных законов, а потому что образованная с участием государства экономико-политическая среда поощряет конкуренцию, а не монополизм.

В США, например, преодолением (жестче говоря «укрощением») монополизма занимаются антитрестовское управление Минюста (650 чел.) и федеральная комиссия по торговле (> 1000 чел.), в Японии — комиссия по справедливым сделкам, во Франции — Совет по делам конкуренции.

Читайте так же:  Парковка на тротуаре штраф

Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство. Это законодательство включает в себя пакет законов, направленных на достижение успешного функ­ционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами ипредприятиями.

Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпо­раций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

Примером действия такого рода законодательства на практике может служить экономическая действительность США — антитрестов­ский закон Шермана (1890 г.). Американское законодательство направлено на обеспечение равных стартовых возможностей предпринимательства, на замедление процесса перерастания конкуренции в монополию.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — комплекс государственных мер (соответствующие законодательство и система налогообложения, денационализация собственности, поощрение малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика в России в среднесрочной перспективе будет реализовываться по следующим основным направлениям.

1. Совершенствование правовой базы, форм и методов антимоно­польного контроля и регулирования в целях предупреждения и пресе­чения злоупотреблений рыночной властью, сговоров, соглашений и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкурен­ции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции.

2. Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках с высокой сте­пенью концентрации поставок, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки хозяйствующих субъектов.

3. Противодействие созданию новых монопольных структур в результате перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов, в том числе при формировании ФПГ.

4. Распространение антимонопольных требований на рынки финансовых, в том числе банковских и страховых, услуг.

5. Согласование целей, задач и мер по демонополизации и развитию конкуренции на товарных рынках, адаптации конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество.

В соответствии с Программой будет осуществляться также специальная политика в отношении естественных монополий на основе действующего законодательства. По закону «О естественных монополиях» сфера регулирования на федеральном уровне включает: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубо­проводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по до­ставке электроэнергии и тепловой энергии, железнодорожные пере—возки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи. На региональном уровне — коммунальные услуги, вклю­чая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Здесь государственное регулирование считается оправданным, так как конкуренция между аналогичными предприятиями почти невозможна по технологическим или экономическим причинам.

Основным фактором, под воздействием которого будет формиро­ваться антимонопольная политика в ближайшие несколько лет, является открытие экономики для иностранной конкуренции, в том числе создание свободных экономических зон.

В связи с этим необходимо повышать статус антимонопольных органов, их большую независимость от правительственных структур. Одним словом, антимонопольное законодательство должно быть эффективным, комплексным и системным. Оно должно быть увязано с другими законами, которые непосредственно или косвенно связаны с антимонопольной политикой государства.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

АНТИМОНОПО́ЛЬНОЕ ЗАКОНОД́АТЕЛЬСТВО

  • В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 50-51

    Скопировать библиографическую ссылку:

    АНТИМОНОПО́ ЛЬНОЕ ЗА­КО­НО­Д А́­ТЕЛЬ ­ СТ­ВО, пра­во­вая фор­ма гос. ре­гу­ли­ро­вания ры­ноч­ных от­но­ше­ний; со­во­куп­ность за­ко­но­дат. ак­тов, ог­ра­ни­чи­ваю­щих дея­тель­ность мо­но­по­лий в це­лях соз­да­ния и под­держ­ки доб­ро­со­ве­ст­ной кон­курен­ции, пре­се­че­ния мо­но­по­ли­стич. дея­тель­но­сти и не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции . Пер­вый ан­ти­мо­но­поль­ный за­кон был при­нят в США в 1890 (за­кон Шер­ма­на). С кон. 19 в. та­кие за­ко­ны ста­ли при­ни­мать­ся и в др. стра­нах с раз­ви­той ры­ноч­ной эко­но­ми­кой (Ка­на­де, Ав­ст­ра­лии и др.). Эти за­ко­ны до­пол­ня­лись, всё бо­лее ог­ра­ни­чи­вая власть мо­но­по­лий над по­тре­би­те­лем, их гос­под­ство в про­из­вод­ст­ве и на рын­ке. В нач. 1920-х гг. А. з. в стра­нах За­па­да сфор­ми­ро­ва­лось окон­ча­тель­но как ан­ти­тре­стов­ское за­ко­но­да­тель­ст­во. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны его при­ня­ли мн. стра­ны ми­ра. Ан­ти­тре­стов­ские по­ло­же­ния со­дер­жат­ся, напр., в Рим. до­го­во­ре 1957 о соз­да­нии ЕЭС.

    Антимонопольное законодательство РФ

    Антимонопольное законодательство способствует поддержанию конкурентной среды между субъектами, снижает влияние монополий, создаёт оптимальные условия для развития рыночных отношений и повышения благосостояния граждан. Цель антимонопольной политики Российской Федерации стимулировать рост производителей, увеличивать число предложений, давать возможность всем поставщикам продукции и услуг участвовать в экономических отношениях.

    Монополия, против которой работает антимонопольный комитет РФ, определяется как явление рынка, когда предложение поступает только от одного хозяйствующего субъекта, диктующего и навязывающего собственные цены. Основными признаками монополизированного рынка являются:

    • присутствие только одного продавца;
    • наличие уникального товара без аналогов;
    • отсутствие конкуренции;
    • ограничение выхода на рынок новых участников.

    Антимонопольный закон не уничтожает монополии. Он позволяет субъекту добиться главенствующего положения в экономике, но не разрешает злоупотреблять им, исключая недобросовестную конкуренцию. Антимонопольный комитет РФ и сопутствующие службы осуществляют соблюдение действующего законодательства, развивают бизнес-структуры и защищают интересы покупателей.

    Направления, которые контролирует антимонопольное законодательство

    Антимонопольная политика Российской Федерации создаёт единую торговую платформу, устанавливает свободное хождение товаров и добивается полноценного функционирования рынков. К основным задачам отрасли относится:

    • Формирование здоровой конкуренции.
    • Предоставление свободного выхода для торговли вновь образованным производителям.
    • Государственное регулирование экономических отношений.
    • Ограничение влияния монополий на реализацию и приобретение товаров.

    Являясь основным инструментом регулирования экономических отношений, антимонопольный закон в Российской Федерации выделен в отдельную отрасль законодательства, использует административные, конституционные, гражданские и уголовные нормы права. Применяется закон на разных уровнях общественных формирований: федеральном, муниципальном или в отношении к отдельным субъектам. Антимонопольное законодательство РФ состоит из перечня правовых документов, направленных для пресечения незаконных действий.

    К основным нормативам относятся законы о защите конкуренции № 135-ФЗ от 26.07.2006, естественных монополиях от № 147-ФЗ 17.08.1995, недрах № 2395-1 от 21.02.1992, запрещающих нецелевое использование ископаемых ресурсов, поставках продукции для государственных нужд от 13.12.1994 № 60-ФЗ и других. Кроме этого, контролирующие органы опираются на постановления правительства Российской Федерации и законодательные документы специальных служб.

    Методы, используемые для антимонопольного регулирования

    Кроме анализа рыночных отношений и отслеживания изменений, происходящих в экономике, антимонопольный закон РФ активно применяет ряд запретительных мер. На основании принятого законодательства запрещено:

    • Продвижение договорённостей, ограничивающих конкуренцию.
    • Использование организациями главенствующего положения.
    • Навязывание заключения заведомо невыгодных соглашений.
    • Ведение политики неправильного формирования цен.

    Перечень запретов ограничивает недобросовестную конкуренцию, развитие монополий и вмешательство власти в работу субъектов. Антимонопольное законодательство РФ запрещает выбор сильно заниженных или завышенных цен на продукцию, намеренное удаление товара из оборота для создания дефицита. Монопольно низкая стоимость помогает широкопрофильным предприятиям вытеснить конкурентов, а специально завышенная цена незаконно компенсирует не полностью используемые производственные мощности предприятий в обход законодательства.

    Читайте так же:  Как взыскать текущие платежи

    Помимо запретов, антимонопольный закон Российской Федерации накладывает ограничения на количество экономических операций. Контролирующий орган проверяет сделки для исключения нарушений, возникающих из-за взаимодействия с определёнными покупателями или продавцами, и договора, разделяющие рынок в соответствии с ассортиментом продукции. Государственный антимонопольный комитет тщательно проверяет соглашения, которые препятствуют работе новых производителей.

    Образовательный портал — все для студента юриста.

    Антимонопольное законодательство в Российской Федерации

    Понятие антимонпольного законодательства

    Антимонопольное законодательство — это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

    Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов.

    Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонополь­ного регулирования определены Конституцией РФ, ст. 8 которой за­крепляет основополагающий принцип рыночной экономики — свобо­ду конкуренции, а п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 Конституции РФ на территории РФ провозглашается существование единого экономического простран­ства в государстве — необходимое условие поддержки конкуренции.

    Среди международных актов в сфере конкурентного права можно выделить следующие нормативные правовые акты:

    Соглашение о согласова­нии антимонопольной политики, подписанное странами — участни­ками СНГ 12 марта 1993 г.,

    — Договор о проведении согласованной ан­тимонопольной политики, заключенный в развитие Соглашения 25 января 2000 г., двусторонние соглашения, заключаемые Прави­тельством РФ с правительствами иностранных государств.

    Законодательство Российской Федерации в сфере конкурентного права

    Статья 10 ГК РФ содержит запрет на использование граждан­ских прав в целях ограничения конкуренции, а также на злоупотребление доминирующим положением на рынке.

    Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Феде­ральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конку­ренции».

    Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и преж­де всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О есте­ственных монополиях».

    Помимо специального законодательства нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринима­тельской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. Кроме того, следует отметить ст. 17 За­кона РФ «О недрах», ст. 32 Закона о банках, ст. 5 Федерального за­кона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ст. 15, 17, 20 Закона о связи и другие акты.

    Наряду с законами конкурентные отношения могут регулиро­ваться постановлениями Правительства РФ, нормативными право­выми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. В качест­ве примера приведем: постановление Правительства РФ от 19 фев­раля 1996 г. № 154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» (далее -реестр), приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апре­ля 2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», приказ МАП России от 31 марта 2003 г. № 86, которым утверждены Мето­дические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

    Отношения могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые Федеральным законом «О защите конкуренции», применяются правила международного договора Российской Федерации.

    Уровни антимонопольного законодательства в Российской Федерации

    Уровень антимонопольного законодательства :

    — федеральный (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ)

    — на уровне субъекта РФ — в сфере, не входящей в исключительную сферу и в сферу совместного ведения

    Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.
    На уровне муниципальных образований.
    Могут оказывать влияние на действие локальной монополии.

    К ведению м/о отнесены организации, содержащие развитие муниципального тепло- и водоснабжения.

    Состав антимонопольного законодательства РФ

    В соответствии со ст. 2 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее – антимонопольное законодатель­ство) основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовест­ной конкуренции. Эти отношения могут регулироваться постанов­лениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотрен­ных антимонопольным законодательством.

    Таким образом, выстраивается определенная иерархия нор­мативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции:

    1) Конституция РФ;

    2) международные договоры;

    4) ФЗ «О защите конкуренции»;

    5) иные федеральные законы, регулирующие отношения, свя­занные с защитой конкуренции;

    6) федеральные законы, регу­лирующие отношения, оказывающие влияние на состояние кон­курентной среды;

    7) постановления Правительства РФ в случаях, предусмотрен­ных антимонопольным законодательством;

    8) нормативные правовые акты федерального антимонополь­ного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным зако­нодательством.

    Конституция РФ.Согласно Конституции РФ:

    1) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имуще­ства для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34, ч. 1);

    2) в Российской Федера­ции гарантируются единство экономического пространства, сво­бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8, ч. 1);

    3) на территории Российской Федерации не допускаются эко­номическая деятельность, направленная на монополизацию и не­добросовестную конкуренцию (ст. 34, ч. 2), а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препят­ствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

    3) ограничения перемещения товаров и услуг могут вводить­ся в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74).

    [2]

    Международные договоры.Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы (например, соглашение между Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством экономики и реформ республики Молдова о сотрудничестве в области конкурентной политики; Конвен­ции по охране промышленной собственности).

    Гражданский кодекс РФ. К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное за­конодательство, относятся, в частности, ст. 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом, и ст. 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим по­ложением на рынке.

    Статья 1222 ГК РФ устанавливает, что к обязательствам, возни­кающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

    Согласно п. 7 ст. 1252 ГК РФ в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельно­сти или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

    Читайте так же:  Подать жалобу в жилищную инспекцию через интернет

    Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресече­нием монополистической деятельности и недобросовестной кон­куренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправле­ния, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фон­ды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

    Иные федеральные законы, регулирующие отношения, связан­ные с защитой конкуренции. Эти законы содержат нормы, непосред­ственно направленные на защиту конкуренции (например, Федераль­ный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).

    Федеральные законы, регулирующие отношения, оказывающие влияние на со­стояние конкурентной среды.

    Эти законы не ставят своей целью регулирование отношений по защите конкуренции, но их нельзя не учитывать, поскольку они устанавливают правила, оказывающие формирующее и опосредо­ванное воздействие на состояние конкурентной среды.

    К их числу, в частности, следует отнести:

    1) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», целью которого являет­ся развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения в т. ч. принципов добросовестной конкуренции;

    2) Федеральный за­кон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулирующий отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в т. ч. в целях развития добросовестной конкуренции;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    3) Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливающий осо­бенности закупки товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов заказчиков (с участием в их капитале публично-правовых образо­ваний) в целях развития добросовестной конкуренции.

    Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа в случаях, предусмо­тренных антимонопольным законодательством.

    Эти нормативные правовые акты принимаются только в тех случаях, когда федеральными законами, составляющими анти­монопольное законодательство, Правительству РФ или федераль­ному антимонопольному органу прямо предписывается принять соответствующий акт.

    В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» ФАС России уполномочена издавать нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

    Для антимонопольного регулирования характерно использова­ние норм различных отраслей права (гражданского, администра­тивного, уголовного и др.), а их сочетание с учетом установления специальных механизмов правового регулирования позволяет осу­ществлять меры по защите конкуренции. Поэтому антимонополь­ное законодательство носит комплексный характер, сочетает диспозитивные и императивные нормы, частноправовые и публично-правовые начала.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8439 —

    | 8046 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Антимонопольное законодательство

    Мощные предприятия, обладающие монопольной властью на рынке, являются очень опасным фактором, который может нанести непоправимый вред экономике не только государства, но и всего мира. По этой причине и было создано антимонопольное законодательство, которое является сводом законов, устанавливающие правила ведения бизнеса и направлено оно на урегулировании вопросов, связанных с борьбой над недобросовестной конкуренцией и прочими проявлениями ведения монопольного бизнеса.

    Одним из основоположников антимонопольного законодательства считается Джон Шерман, который в 1890 году ввел правила ведения бизнеса, направленные на преодоление монополизации. Благодаря закону признавалось незаконным устранение конкурентов и действия, которые были адресованы на ограничение свободы торговли. Акт Шермана до сих пор входит в Кодекс Соединенных Штатов. Он являлся и является фундаментом для создания и борьбы с проявлениями монополии. Но акт был далек от идеала. Первые изменения и усовершенствования были приняты в 1914 году. Этим годом датирован Закон Клейтона, а также свод законов Федеральной торговой комиссии. Принятие антимонопольного законодательства прокатилось в Европе уже в послевоенный период. Англия была первой, затем Франция и Италия. В свою очередь, и Восточная Европа не осталась в стороне. С 1980 года антимонопольный свод правил был принят в ряде стран, одной из которых стала и Россия.

    В России монополия стала проявляться исключительно благодаря руководящей верхушки государства. Власть руководствовалась непосредственным развитием экономики государства и благосостоянием страны в целом, и именно по этой причине искусственно создавались монополии и тресты. Но со временем создания отдельных монополий в отраслях экономики сыграло злую шутку с государством, так как они стали притеснять не только многие предприятия, но и саму верхушку, тем самым пытаясь диктовать свои условия. По этой причине было принято решение создать антимонопольное законодательство и внедрить его в России для того, чтобы лишить независимости и огромной власти монополии.

    В послевоенный период СССР организовало собственный трест, который получил название «командная экономика». Да и составить конкуренцию Госплану, Госкомцену и Госснабу было просто невозможно.

    В настоящее время в России действует Федеральная антимонопольная служба, которая взяла свое начало в 2004 году. На ее создание повлиял опыт работы Государственного комитета РСФСР по вопросам антимонопольной политики и поддержки развития новых экономических структур, который начал работать еще за четырнадцать лет до создания Федеральной антимонопольной службы. Задачей комитета было устранение ущемления участников торговли. Такие органы напрямую отчитывались перед председателем правительства. Если характеризовать Федеральную антимонопольную службу, то конкретно ее функциями была борьба с ведением монопольного бизнеса, а именно:

    1. Рассмотрения вопросов, связанных с ведением недобросовестной конкуренции.

    2. Предупреждение, обнаружение и предотвращение ведения явных признаков монопольного бизнеса.

    3. Контроль над соблюдением всех законодательных правил ведения бизнеса.

    Российские предприятия, которые обладают более 35% объемом продаж на внутреннем рынке, вносятся в специальный реестр, созданный антимонопольной службой. С помощью него органам власти легче влиять на предотвращение ведения монополии. Также служба занимается разработкой предложений, которые помогают усовершенствовать антимонопольное законодательство, и способствует развитию конкурентоспособности развивающихся предприятий.

    В 1995 году органами РСФСР был принят акт, который в дальнейшем стал основным законом с борьбой над монополией. Он получил название «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Конечно же, этот нормативный акт не раз дорабатывался и обновлялся, а некоторые пункты закона были удалены.

    Читайте так же:  Можно ли вернуть сертификат

    С момента его обнародования закон состоял из 7 разделов. Со временем некоторые пункты были удалены или заменены. Каждый из разделов был выделен.

    Например, первый раздел был посвящен исключительно общим понятиям и трактовании отдельных терминов.

    Второй повествовал о том, какие компании считались такими, которые ведут деятельность с признаками монополии.

    Третий и четвертый разделы объединили в себе понятия недобросовестной конкуренции и о том, какие задачи ставит перед собой антимонопольное законодательство.

    Из последних трех можно выделить шестой раздел, в котором законодатель указал ответственность за ведение противоправных действий. Со временем отдельные части этого нормативного акта стали самостоятельными нормами.

    К слову, в законодательстве часто упоминается термин «недобросовестная конкуренция». Недобросовестной конкуренцией называют действия, которые направлены на паразитирование, дискредитацию и дезорганизацию деятельности субъектов конкуренции. То есть, все действия, которые связан с выставлением конкурента в не лучшем свете, получении коммерческой тайны или же разглашение и незаконное ее использование.

    Антимонопольное законодательство строится на статьях Конституции, Гражданском кодексе. Также фундаментальным нормативным актом является Закон РФ «О конкуренции». Принципы действия антимонопольного законодательства в первую очередь отражаются в восьмой статье Конституции РФ, благодаря которой на законодательном уровне закрепляется главный экономический принцип – это свобода рыночных отношений, то есть конкуренции. Также статья 34 гласит, что Конституцией запрещается деятельность, которая направлена на монополизацию ведения бизнеса. В свою очередь, 74 статья Конституции устанавливает, что территория Российской Федерации является единым экономическим пространством. Этот фактор является необходимым условием для поддержки добросовестной конкуренции.

    [3]

    Что касается Гражданского Кодекса, то в нем закреплены важные нормы, которые напрямую диктуют правила, запрещающие определенные действия, связанные с ограничением конкуренции. Одна из статей гласит, что запрещается использовать гражданские права в корыстных целях ограничения конкуренции. Знаменательным моментом стал факт утверждения Закона «О защите конкуренции». Этот закон также был основан на понятиях антимонополии, нормы которого устанавливали методы защиты и пресечения трестов, монополий и ведения недобросовестной конкуренции. Но в случае, если международными нормами установлены другие правила ведения бизнеса, то они имеют приоритетное значение и отменяют нормы законодательства РФ.

    Законодательство Российской Федерации устанавливает уровни внедрения антимонопольных законов. Согласно правилам, устанавливается 2 уровня законодательства: федеральный, а также на уровне субъекта Российской Федерации. Субъекты РФ имеют возможность проводить формирование и регулирование ценовой экономики в определенных сферах ведения бизнеса.

    К сожалению, законодательство, задача которого предотвращение монополизации бизнеса в России, далеко от совершенства. Безусловно, шаги для совершенствования законодательства совершаются, благодаря которым, позволяют продвигать товар на мировые рынки и способствуют предотвращению возникновения трестов. Но антимонопольные законы имеют много подводных камней, которые влекут за собой большие последствия не только конкретно одному предприятию, но и всей экономике государства в целом.

    Антимонопольное законодательство, его цели и задачи

    Лекция 8. Антимонопольное регулирование

    1. Содержание и методы антимонопольного регулирования.

    2. Антимонопольное законодательство, его цели и задачи.

    Содержание и методы антимонопольного регу­лирования

    Разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства.

    Проведение антимонопольной политики опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

    Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращение на соответствующем рынке. Это такое соперничество, в котором побеждают наиболее эффективные участники.

    Конкуренция является одним из важнейших элементом рынка, поскольку именно конкуренция заставляет участников хозяйственных отношений заниматься необходимой обществу деятельностью, является механизмом отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция относится к таким свойствам рыночной экономики, без которых рыночная экономика вообще не существует.

    Антимонопольная политика – это комплекс мер государственного управления, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
    Государственное антимонопольное регулирование экономики включает в себя два связанных между собой направления:

    1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;

    2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

    В главных капиталистических странах антимонопольные законы были приняты после Второй мировой войны: во Франции – в 1945 г., в Японии – в 1947 г., в Англии – в 1948 г., в ФРГ – в 1957 г. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства. Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

    В России же необходимость антимонопольного регулирования была осознана государственной властью лишь к 1990 году, когда и был создан предшественник ныне действующей Федеральной антимонопольной службы – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. А в 1991 году принят основополагающий в области антимонопольного регулирования Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
    Цели и методы антимонопольного регулирования в России.
    Антимонопольное регулирование действует в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

    Стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в России на современном этапе были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 08.02.2008 г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года.

    Основной целью антимонопольного регулирования в России является контроль за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который необходим для предотвращения их монополизации.
    Исходя из этого, можно определить задачи антимонопольного регулирования:
    — поддержка здоровой конкуренции;

    — обеспечение свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

    — пресечение монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

    — недопущение создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

    — создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
    Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

    Антимонопольное законодательство, его цели и задачи

    Основным федеральным законом, направленным исключительно на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее развитие конкуренции, является федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции.

    Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

    Закон «О защите конкуренции» определяет действующие организационные и правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках в России. К ним относятся: четкое определение круга сделок и действий, которые совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа; уточняется определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке; дается принципиально новое определение запретов на различные виды монополистической деятельности; приводится исчерпывающий перечень полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать, и др.

    Читайте так же:  Обращение взыскания на предмет ипотеки

    Закон развивает антимонопольное законодательство и конкретизирует ограничения и запреты на осуществление монополистической деятельности. Законом запрещены: злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; действия или соглашения, ограничивающие конкуренцию; недобросовестная конкуренция.

    Также законом определены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов, конкурсов и аукционов органами власти и внебюджетными фондами.

    Стратегические задачи конкурентной политики требуют соблюдения определенных принципов и методов при ее проведении. Из сложившихся принципов и методов можно выделить:

    — оценку влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции;

    — антимонопольный контроль за соблюдением законодательства о конкуренции;

    — применение ограничительных мер;

    — противодействие недобросовестной конкуренции;

    — контроль за экономической концентрацией;

    — снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний;

    — антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии;

    — запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления;

    — контроль в сфере размещения государственных заказов;

    — обеспечение конкуренции на глобальном уровне.

    Под ограничительными мерами понимают запреты на монополистическую деятельность; недобросовестную конкуренцию, которая может привести к ограничению конкуренции; прямое вмешательство государственных органов власти в деятельность предприятий и др.

    Органам власти запрещается предоставление льгот и преимуществ отдельным компаниям. Устанавливаются конкурентные требования к торгам и аукционам при осуществлении госзакупок.

    Закон «О защите конкуренции» запрещает осуществлять согласованные действия между хозяйствующими субъектами, которые могут привести к: установлению монопольно высоких или монопольно низких цен; изъятию товара из обращения, с тем чтобы создать или поддержать дефицит; включению в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями; побуждению контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками).

    Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам – либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

    Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

    — распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

    — введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

    — некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

    — продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

    — незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
    Законом предусмотрен контроль за экономической концентрацией.Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Государственный контроль за концентрацией предназначен для недопущения ухудшения конкурентной среды и исключения возможности возникновения ситуации злоупотребления доминирующим положением. Поэтому наиболее крупные сделки по слияниям и поглощениям осуществляются в разрешительном порядке после согласования с антимонопольным органом. Такой же порядок предусмотрен в отношении слияний и поглощений с участием иностранных фирм.

    Законом предусмотреноснижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний. Возможность появления новых продавцов является сдерживающим фактором для проявлений монополизма со стороны фирм, уже действующих на рынке. Образование новых фирм также является важным элементом совершенствования конкурентоспособности.

    Установлено антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии. Экономический смысл естественной монополии заключается в существовании такого эффекта в отрасли, при котором на рынке может действовать только одна фирма. Это характерно для отраслей, требующих широкомасштабных инвестиций в распределительные сети, таких, как электроснабжение, газо- и водоснабжение, телекоммуникации, железные дороги и т. п.

    Однако даже для таких отраслей предусматриваются механизмы, позволяющие достигать конкурентных результатов:

    1) изъятие сверхприбыли регулирующим органом;

    2) проведение проверок с наложением крупных штрафов при выявлении завышения фирмами своих затрат;

    3) установление тарифов как средних или наименьших издержек для группы аналогичных фирм;

    4) проведение аукционов для фирм на получение права выпуска продукции или оказания услуг в оговоренный период.

    Установлены запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

    Установлен порядок и контроль в сфере размещения государственных заказов (закупок).

    Если такие закупки превращаются в гарантированные для продавцов, то снижается качество, завышаются цены, прекращается конкурентное развитие экономики. Для того чтобы этого не происходило, разработаны жесткие процедуры размещения и контроль соблюдения этих процедур.

    Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр РФ. Включение хозяйствующего субъекта в реестр, исключение хозяйствующего субъекта из реестра, внесение изменений в реестр осуществляется на основании приказа ФАС России, если хозяйствующий субъект имеет долю более тридцати пяти процентов на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

    1. В чем заключаются содержание и методы антимонопольного регулирования?

    2. Назовите задачи антимонопольного регулирования.

    3. Сформулируйте цели и задачи антимонопольного законодательства.

    4. Перечислите законодательные меры борьбы с монополистической деятельностью в экономике.

    | следующая лекция ==>
    ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ | Большую роль играют сезонные различия освещенности и температуры.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 12006 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Источники


    1. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.

    2. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.

    3. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
    4. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
    5. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
    Антимонопольное законодательство
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here