Аккредитация по охране труда

Описание страницы: аккредитация по охране труда - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н
«Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2010 г., 30 июня, 22 ноября 2011 г., 20 февраля 2014 г., 15 июня 2015 г., 14 ноября 2016 г.

В соответствии с частью третьей статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30 (ч. 1), ст. 3613; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; N 50, ст. 6146) приказываю:

перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, согласно приложению N 1;

Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, согласно приложению N 2.

2. Департаменту заработной платы, охраны труда и социального партнерства обеспечить ведение реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Информация об изменениях:

Приказом Минздравсоцразвития России от 10 сентября 2010 г. N 794н в пункт 3 настоящего приказа внесены изменения

Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2010 г. N ГКПИ10-1071, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 декабря 2010 г. N КАС10-634, пункт 3 настоящего приказа признан не противоречащим действующему законодательству в части срока оказания услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим приказом

3. Установить, что организации, оказывающие в настоящее время услуги, включённые в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, утверждённый настоящим приказом, вправе оказывать данные услуги после вступления в силу настоящего приказа до 1 декабря 2010 года. С 1 декабря 2010 года оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Л. Сафонова.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2010 г.

Регистрационный N 17648

Для того, чтобы соблюдались требования по охране труда, в организациях создаются специальные службы. Если таковые отсутствуют, то привлекаются, в частности, аккредитованные организации, оказывающие услуги в данной области.

Определен перечень услуг в области охраны труда, которые могут оказывать аккредитованные организации.

Цель аккредитации — подтвердить компетентность организаций, гарантировать их ответственность перед получателями услуг.

Для аккредитации в Минздравсоцразвития России нужно подать заявление. Определено, какие сведения оно должно содержать. К заявлению прилагаются копии выписки из ЕГРЮЛ и свидетельства о постановке юрлица на налоговый учет.

Сведения об аккредитованных организациях заносятся в специальный реестр.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, включенные в перечень, могут осуществлять эту деятельность без аккредитации до 1 октября 2010 г.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2010 г.

Регистрационный N 17648

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 7 июля 2010 г. N 147

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 640н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтруда России от 15 июня 2015 г. N 373н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2011 г. N 1379н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздравсоцразвития России от 30 июня 2011 г. N 644н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздравсоцразвития России от 10 сентября 2010 г. N 794н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Охрана труда без аккредитации закончится 1 декабря

Организации без аккредитации не смогут оказывать услуги по охране труда с 1 декабря. Первоначально планировалось ввести такой порядок 1 октября, однако Минздравсоцразвития решило отсрочить его введение в действие.

Читайте так же:  Смерть учредителя ооо

Об этом говорится в приказе ведомства № 794н от 10 сентября 2010 года. Документ вносит изменения в приказ об утверждении перечня услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правил такой аккредитации. Новый приказ вступит в силу 19 октября.

Министерство [X=http://www.minzdravsoc.ru/labour/safety/29;T=напоминает], что к услугам в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, относятся:

  1. Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.
  2. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
  3. Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.
  4. Свидетельством о прохождении аккредитации служит включение организации в специализированный государственный реестр. Он находится, в частности, в свободном доступе по адресу http://rao.rosminzdrav.ru.

    Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется в следующих целях:

    • подтверждение компетентности организаций в данной сфере;
    • подтверждение их полномочий оказывать подобные услуги, включая подтверждение наличия необходимой материально-технической базы;
    • обеспечение гарантий ответственности организаций перед получателями услуг.
    • Утвержден порядок аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

      Обязательность прохождения аккредитации для оказания услуг по охране труда установлена статьей 217 Трудового Кодекса РФ

      Данная норма была введена в российское законодательство еще в 2006 году. Однако фактическая возможность отдать охрану труда на аутсорсинг у компаний отсутствовала, так как не был утвержден порядок аккредитации организаций, предоставляющих такие услуги.

      В 2010 году был принят Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 г. №205н, которым были утверждены правила проведения государственной аккредитации. Этим же документом были закреплены услуги, для которых необходима государственная аккредитация:

    • осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек;
    • обучение работодателей и работников вопросам охраны труда
    • Недостатком вышеупомянутого Приказа являлось отсутствие полностью ясной процедуры аккредитации – в документе прописали, какие документы и куда должна подавать компания, но вот четкой последовательности действий государственных служащих не было. В новом же Административном регламенте по предоставлению услуги по государственной аккредитации, утвержденном Приказом Минтруда России от 23.04.2015 N 242н, как раз и предусмотрены формы необходимых заявлений, запросы, которые должны сделать чиновники в ходе проверки документов заявителей, и даже детальный порядок обжалования отказа в регистрации.

      Компания, приобретающая услуги по охране труда, может легко проверить наличие аккредитации у потенциального контрагента – соответствующий реестр размещен на официальном сайте Минтруда. А согласно последним данным министерства, общее число таких организаций уже превышает три тысячи. Из них обучают работодателей и работников вопросам охраны труда 1999 организаций, а осуществляют функции службы (специалиста) по охране труда у работодателя с численностью работников до 50 человек — 1012 компаний.

      Большинство таких организаций предлагает весьма широкий спектр услуг: разработка документации по охране труда и аудит имеющихся документов, проведение инструктажей, регулярные проверки состояния охраны труда клиента, организация медосмотров сотрудников, помощь в расследовании несчастных случаев, представление интересов клиента во взаимоотношениях с контролирующими органами.

      Правда, российские организации не спешат активно пользоваться этим предложением. Вот уже на протяжении многих лет сохраняется тенденция, в соответствии с которой западные компании весьма активно пользуются услугами аутсорсеров, в то время как российские бизнесмены до конца не доверяют представителям сторонних организаций, опасаясь обнародования коммерческих тайн и потери контроля над бизнесом.

      С принятием нового Регламента, возможно, эта ситуация изменится. Появление прозрачной процедуры аккредитации позволит потенциальному клиенту принять взвешенное решение — может ли он быть уверен в добросовестности организации, которой планирует доверить охрану труда на своем предприятии.

      Подробные инструкции и разъяснения по проведению спецоценки условий труда читайте в программе Консультант Плюс.

      Аккредитация по охране труда

      Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

      В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

      Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

      Обзор документа

      Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 апреля 2017 г. № 15-4/ООГ-1083 Об аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

      Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение и сообщает следующее.

      В указанном в обращении случае у работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, создана служба охраны труда. Таким образом, аккредитация в части осуществления функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, не требуется.

      В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

      Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н (далее — Приказ) утверждены Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация (далее — Перечень), а также Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее — Правила).

      Согласно пункту 3 Перечня организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда, в частности, обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, должна пройти процедуру обязательной аккредитации.

      В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Порядок).

      Пунктом 2.3.2 Порядка определено, что руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций проходят обучение по охране труда в обучающих организациях.

      Читайте так же:  Выход на работу после больничного

      В соответствии с действующим законодательством вышеуказанные обучающие организации должны быть аккредитованы в соответствии с Приказом.

      При этом необходимо отметить, что согласно Правилам организаций, предполагающая осуществлять обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, при прохождении аккредитации в соответствии с Приказом указывает, в том числе сведения о документах, подтверждающих право на осуществление образовательной деятельности, выданных в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти (то есть о лицензии).

      Для организации обучения по охране труда лиц, указанных в абзаце 2 пункта 2.3.2 Порядка, в самом хозяйствующем субъекте необходимо пройти обязательную аккредитацию в порядке, установленном Приказом.

      Остальные специалисты организации в соответствии с абзацем 10 пункта 2.3.2 Порядка могут проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в самой организации.

      При этом согласно пункту 3.4 Порядка для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в вышеуказанных обучающих организациях, по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемых работодателем.

      К вышеуказанной категории, по нашему мнению, относятся специалисты организаций, в должностные обязанности которых не входят функции, связанные с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, например, сотрудники отдела кадров, бухгалтерии, юридической службы.

      Для организации и проведения проверки знаний требований охраны труда данной категории специалистов и работников рабочих профессий хозяйствующему субъекту аккредитации в соответствии с Приказом не требуется.

      Заместитель директора Департамента
      условий и охраны труда
      П.С. Сергеев

      Обзор документа

      Если у работодателя, у которого создана служба охраны труда, не больше 50 работников, то аккредитация в части функций службы охраны труда или специалиста по охране труда ему не требуется.

      Cпециалисты организаций, которые не организуют, не проводят работы и не руководят ими на рабочих местах и в производственных подразделениях (например, сотрудники отдела кадров, бухгалтерии, юрслужбы), могут проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в самой организации. Чтобы проверять знания требований охраны труда данной категории специалистов и работников рабочих профессий, хозяйствующему субъекту аккредитация не требуется.

      Обучение по охране труда в обучающих организациях проходят руководители организаций; ИП; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, организующие, проводящие работы, руководящие ими на рабочих местах и в производственных подразделениях; специалисты служб охраны труда; работники, на которых возложены обязанности по организации работы по охране труда; иные лица. Такие обучающие организации должны быть аккредитованы. При этом чтобы организовать обучение по охране труда указанных лиц в самом хозяйствующем субъекте, такому субъекту необходима аккредитация.

      Приложение N 2. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

      Приложение N 2
      к приказу Министерства здравоохранения
      и социального развития РФ
      от 1 апреля 2010 г. N 205н

      Правила
      аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

      С изменениями и дополнениями от:

      10 сентября 2010 г., 30 июня, 22 ноября 2011 г., 20 февраля 2014 г., 15 июня 2015 г., 14 ноября 2016 г.

      I. Общие положения

      1. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее — Правила), устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций на право оказания услуг в области охраны труда.

      2. Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется в целях:

      подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда;

      подтверждения полномочий организаций оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы;

      обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами — получателями услуг в области охраны труда.

      Информация об изменениях:

      Приказом Минздравсоцразвития России от 30 июня 2011 г. N 644н в пункт 3 настоящего приложения внесены изменения

      3. Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, основывается на принципах:

      открытости и доступности правил аккредитации;

      компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

      недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий к аккредитации;

      обеспечения равных условий организациям, претендующим на получение аккредитации;

      недопустимости участия в оказании услуг в области охраны труда организаций, осуществляющих функции надзора (контроля), а также иные функции, осуществление которых может повлечь за собой конфликт интересов.

      II. Порядок аккредитации

      4. Аккредитация организации, оказывающей услуги в области охраны труда, осуществляется в уведомительном порядке.

      Информация об изменениях:

      Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н в пункт 5 внесены изменения

      5. Организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда, указанных в приложении N 1 (далее — заявитель), представляет в Минтруд России заявление.

      В заявлении указываются:

      полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица в соответствии с записью в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), его организационно-правовая форма;

      почтовый адрес места нахождения организации;

      основной государственный регистрационный номер организации;

      Информация об изменениях:

      идентификационный номер налогоплательщика;

      Информация об изменениях:

      вид услуги в области охраны труда, для оказания которой осуществляется аккредитация;

      Видео (кликните для воспроизведения).

      сведения о наличии в уставе организации одного (нескольких) из видов деятельности, предусмотренных Перечнем услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация;

      Читайте так же:  Назначение генерального директора

      сведения об отсутствии решения о ликвидации организации и отсутствии решения арбитражного суда о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства на день подачи заявления об аккредитации организации, оказывающей услуги в области охраны труда;

      сведения об отсутствии решения о приостановлении деятельности организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявления;

      сведения о наличии справочной базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда.

      О сведениях, которые должны содержаться в заявлении организаций, претендующих на внесение в Реестр аккредитованных организаций, см. информационное письмо Минздравсоцразвития России от 20 июля 2010 г.

      6. Организация, предполагающая осуществление функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, в дополнение к сведениям, указанным в пункте 5 Правил, указывает в заявлении сведения о специалистах, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждённое документом государственного образца, и стаже их практической работы в области охраны труда.

      Информация об изменениях:

      Информация об изменениях:

      Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н в пункт 8 внесены изменения

      8. Организация, осуществляющая функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда (далее — обучающая организация), в дополнение к сведениям, указанным в пункте 5 Правил, указывает в заявлении:

      сведения о документах (номер, дата, кем выданы), подтверждающих право осуществления образовательной деятельности, выданных в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти;

      сведения о программах обучения, по которым осуществляется обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, а также учебно-методических материалах, используемых при проведении обучения;

      сведения о кадровом составе обучающей организации, включая сведения о наличии в обучающей организации не менее 30 процентов преподавателей, работающих в организации на штатной основе, от общего числа преподавателей, их образовании;

      сведения о технических средствах обучения, включая технические средства обучения по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, используемых в процессе обучения;

      сведения о системе учёта и хранения результатов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

      Информация об изменениях:

      Приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 640н в пункт 9 внесены изменения

      9. Заявление заполняется на бланке организации, подписывается руководителем организации и заверяется печатью организации (при наличии печати).

      Аккредитация по охране труда

      О Реестре

      Узнайте, состоите ли Вы в Реестре

      [1]

      Введите ФИО, номер удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке. Номер документа — здесь.

      [3]

      Проверьте, подтверждена ли Ваша квалификация в текущем году

      Посмотрите срок выдачи удостоверения или диплома на самом документе и прибавьте календарный год.

      Найдите в Реестре коллегу или подчиненного

      Введите ФИО или номер удостоверения или диплома того специалиста, сведения о котором нужны.

      Как включить себя в Реестр

      Подтвердите свое согласие на участие в Реестре — перейдите по ссылке и отметьте, что согласны на обработку и распространение персональных данных. Решение о включении сведений о Вас в Реестр будет принято через 3 рабочих дня и оформлено приказом.

      Вам будет присвоен реестровый номер. Номер уникален и останется за Вами даже в том случае, если Вас ислючат из Реестра.

      Как подтвердить свое право на участие в Реестре

      Каждому участнику Реестра присваивается статус в зависимости от состояния его квалификации на данный момент.

      Статус Значение

      «Действительный член Реестра»

      Статус означает полноправное участие в Реестре.

      Данный специалист обладает полным спектром знаний, умений и навыков для ведения профессиональной деятельности в текущем году. Он успешно завершил программу обучения в Высшей школе Охраны труда.

      «Действительный член Реестра»

      «Аттестуется в настоящий момент»

      Статус означает полноправное участие в Реестре.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      В настоящий момент специалист проходит обучение и по окончании получит документ.

      «Нахождение в Реестре требует подтверждения»

      Статус означает, что квалификациия в текущем году не подтверждена.

      Нет удостоверения, полученного в текущем году. Специалисту рекомендовано подтвердить знания, умения и навыки, пройти обучение в Высшей школе Охраны труда. Иначе его исключат из Реестра.

      «Исключен из Реестра»

      Статус означает, что более года специалист не проходил обучение.

      Издан Приказ о его исключении из Реестра. Чтобы обновить свое членство в Реестре, специалисту рекомендовано пройти обучение в Высшей школе Охраны труда в текущем году.

      Основные разделы Реестра

      «Совет»

      В разделе размещена информация о Председателе и составе Ученого совета.

      [2]

      «Документы»

      В разделе размещены Приказы о включении, исключении и восстановлении в Реестре.

      «Нормативно-справочная информация»

      В разделе приведены основные нормативно-правовые акты по охране труда, знание которых требуется высококвалифицированным специалистам.

      Оказание услуг по охране труда на аутсорсинге. Что нужно знать

      Нередко у людей, собирающихся заняться бизнесом в сфере охраны, труда возникают вопросы, какие действия для этого необходимо совершить, нужна ли аккредитация и пр. Вместе с тем, работодатели нередко оказываются перед сложным выбором организаций, которые будут оказывать им услуги. Мы решили также разобраться в этом вопросе. В данном материале речь пойдет об охране труда на аутсорсинге.

      На сегодняшний день рынок оказания услуг в сфере охраны труда уверенно растет, несмотря ни на спад в экономике страны, ни на существующие на этом рынке внутренние проблемы, которых, кстати говоря, хватает. Достаточно упомянуть жесткий демпинг и часто встречающееся недобросовестное отношение к взятым на себя обязательствам, чтобы понять, на сколько сложно, с одной стороны, работодателю выбрать качественного исполнителя, а с другой – остаться на рынке тем игрокам, которые работают на результат и не могут пойти на то, чтобы радикально сбить свои цены. И это несмотря на все более жесткий контроль со стороны государства.

      В целом на сегодняшний день можно выделить три сферы услуг в области охраны труда. Это проведение специальной оценки условий труда, обучение работодателей и работников охране труда и охрана труда на аутсорсинге в организациях с численностью сотрудников менее 50 человек. Последнее направление, при этом, по мнению экспертов, является на сегодняшний день наиболее динамично и ровно развивающимся. В первую очередь благодаря тому, что формально к организации системы охраны труда в организации подойти довольно сложно – слишком высок риск столкнуться с проблемами при проверке трудовой инспекцией. Именно об этих услугах и пойдет речь в данной статье.

      Читайте так же:  Требования к специалисту по охране труда

      Согласно 217 статье Трудового кодекса РФ, при отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, что возможно при численности сотрудников менее 50 человек, их функции может осуществлять организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

      Тут важно заметить, что в законе ничего не говорится об обязательной аккредитации для индивидуальных предпринимателей. Они могут оказывать услуги по гражданско-правовому договору без прохождения этой обязательной для юрлиц процедуры.

      Порядок аккредитации утвержден приказом Минздравсоцразвития России 1 апреля 2010 г. № 205н.

      Для предоставления государственной услуги заявитель подает в Министерство на бумажном носителе или в форме электронного документа.

      Заявление заполняется на бланке организации, подписывается руководителем организации и заверяется печатью организации. В случае подачи заявления через единый портал государственных и муниципальных услуг оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

      В заявлении указываются:

      полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование организации в соответствии с записью в ЕГРЮЛ, ее организационно-правовая форма;

      почтовый адрес места нахождения организации;

      основной государственный регистрационный номер юридического лица;

      сведения о документе, подтверждающем факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (дата, номер, кем выдан);

      идентификационный номер налогоплательщика;

      сведения о документе, подтверждающем факт постановки организации на учет в налоговом органе (дата, номер, кем выдан);

      вид услуги в области охраны труда, для оказания которой осуществляется аккредитация;

      сведения о наличии в уставе организации одного (нескольких) из видов деятельности, предусмотренных Перечнем услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, утвержденным приказом от 1 апреля 2010 г. № 205н;

      сведения об отсутствии решения о ликвидации организации и отсутствии решения арбитражного суда о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства на день подачи заявления о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

      сведения об отсутствии решения о приостановлении деятельности организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявления;

      сведения о наличии справочной базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда.

      При этом организация, которая будет заниматься охраной труда на аутсорсинге, в дополнение к сведениям, указанным в пункте 5 Правил, указывает в заявлении сведения о специалистах, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждённое документом государственного образца, и стаже их практической работы в области охраны труда.

      Название услуги, которую собирается оказывать организация, прописывается в точном соответствии с Перечнем услуг в области охраны труда, поскольку в противном случае можно получить отказ в аккредитации.

      Стоит отметить, что аккредитация является уведомительной процедурой. У Минтруда не спрашивают разрешения, а уведомляют о желании получить аккредитацию. Поэтому никто не в праве потребовать от вас предоставления каких-либо дополнительных документов, кроме перечисленных выше, или заплатить за процедуру.

      Минтруд России рассматривает поступившее заявление в течение 60 дней. Если все документы в порядке, сведения об организации вносят в специальный реестр.

      В случае отказа в аккредитации документы с мотивированным обоснованием отказа присылают обратно. Ограничений на повторную подачу заявления на аккредитацию после исправления замечаний не предусмотрено.

      Нужна ли аккредитация

      Среди руководителей организаций, оказывающих или только собирающихся начать оказывать услуги в сфере охраны труда на аутсорсинге, нередко бытует мнение, что аккредитация является лишним и формальным требованием, лишь добавляющим ненужных бюрократических процедур.

      И все-таки, это не так. Ведь это пока единственный способ не допускать к работам некомпетентные организации, от результата работы которых зависят жизни и здоровье работников.

      Тем не менее, определенные недоработки в сфере регулирования рынка услуг по охране труда на аутсорсинге все-таки есть. Например, несмотря на требование предоставить сведения о стаже и образовании, никто в реальности не может гарантировать того, что люди, которые будут заниматься организацией системы охраны труда у вас в организации и контролем за ее исполнением, действительно обладают необходимыми квалификациями. Тут при выборе исполнителя могут помочь только отзывы их предыдущих клиентов.

      Кроме того, отсутствие в штате собственной службы по охране труда может не только снизить эффективность работы в этой сфере из-за отсутствия постоянного наблюдения за производственными процессами и участием в них тех или иных сотрудников, но и существенно затормозить принятие оперативных решений в случае нештатной ситуации.

      Наконец, эксперты выделяют еще одну сложность аутсорсинга – возможность утечки из организации конфиденциальной информации. Впрочем, от этого и так никто не застрахован.

      Выбор поставщика услуг

      Работодателю, который стоит перед выбором организации, которая будет оказывать ему услуги по охране труда на аутсорсинге, можно дать несколько советов.

      Первое мы уже упомянули – обязательно прочитайте отзывы о компании в интернете. Их должно быть много, и они должны быть обстоятельными. Возможно, стоит даже позвонить в какую-то организацию, оставившую отзыв. Это позволит минимизировать риск опереться на фальшивые рекомендации, оставленные маркетинговой службой. В последнее время это не редкость.

      Не менее важно просмотреть и всю истории организации во всех доступных источниках: когда она была образована, какой у нее оборот, какие услуги она оказывает, есть ли у нее опыт судебных разбирательств и по каким вопросам. Нередко это позволяет очень быстро отсеять многих потенциальных кандидатов.

      Читайте так же:  Привлечение к дисциплинарной ответственности

      В-третьих, посмотрите, какими работами занимается организация. Не редкость, что оказание услуг в сфере охраны труда на аутсорсинге является лишь одной частью бизнеса, причем, не главной. Преимущество следует отдавать тем, кто также имеет аккредитацию на проведение СОУТ, занимается обучением охране труда и пр. Во-первых, это говорит об уровне компании. Во-вторых, в таком случае один исполнитель сможет организовать вам систему охраны труда «под ключ». Это гораздо удобнее.

      Мария Ромашова рассказала как получить аккредитацию для оказания услуг в сфере охраны труда

      Зачем нужна аккредитация?

      Организация, планирующая оказывать услуги в сфере охраны труда, должна, прежде всего, получить аккредитацию (ст. 217 ТК РФ). Порядок этой процедуры утвержден приказом Минздравсоцразвития России 1 апреля 2010 г. № 205н. Аккредитация дает право:

      • выполнять функции службы охраны труда или специалиста по охране труда в организации с числом работников менее 50 человек;
      • обучать работодателей и работников вопросам охраны труда.

      Организации, занимающиеся специальной оценкой условий труда, должны проходить аккредитацию в особом порядке. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599.

      Многие предприниматели до сих пор считают аккредитацию по охране труда лишней бюрократической процедурой. Но пока это единственный способ не допускать к работам некомпетентные организации. Ведь от результата их работы зависят жизнь и здоровье работников.

      Кто должен получать аккредитацию?

      Выше мы выяснили, что организации, то есть юридические лица, однозначно не могут работать в области охраны труда без соответствующей аккредитации. Но нужна ли она индивидуальным предпринимателям?

      Работодатель вправе привлечь для оказания услуг по охране труда специалиста по гражданско-правовому договору (ст. 217 ТК РФ). В то же время гражданин может заниматься предпринимательством без образования организации после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Таким образом, индивидуальный предприниматель может выполнять работы по охране труда. При этом аккредитация для него не предусмотрена, потому что она касается только организаций.

      Как получить аккредитацию?

      Для получения аккредитации нужно подать заявление в Минтруд России с указанием всех необходимых сведений. Его составляют на фирменном бланке организации в произвольной форме с обязательным включением сведений, перечисленных в таблице.

      При аккредитации на несколько видов услуг можно подать как одно общее заявление, так и разные. Но тогда к каждому заявлению нужно прикладывать полный комплект документов. Название услуги, которую собирается оказывать организация, прописывают в точном соответствии с Перечнем услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация1. Вольная формулировка этого названия может быть причиной отказа в аккредитации.

      Заполненное заявление должно быть подписано руководителем организации и заверено печатью. Его подают в Минтруд России лично или пересылают по почте. Стоит отметить, что аккредитация – это уведомительная процедура. То есть, у госоргана не спрашивают разрешение, а уведомляют о желании получить аккредитацию. Поэтому требования предоставить дополнительные документы, кроме перечисленных выше, или заплатить за процедуру незаконны.

      Минтруд России рассматривает поступившее заявление в течение 60 дней. Если все документы в порядке, сведения об организации вносят в специальный реестр. С ним можно ознакомиться на сайте министерства rao.rosmintrud.ru. В случае отказа в аккредитации документы с мотивированным обоснованием отказа присылают обратно . После устранения нарушений заявление можно отправить повторно.

      • Аккредитация нужна организациям, желающим заниматься охраной труда или обучением по охране труда. К компаниям, проводящим спецоценку условий труда, предъявляют другие особые требования.
      • Аккредитация необходима только организациям. Для индивидуальных предпринимателей таких требований нет.
      • Чтобы получить аккредитацию, нужно подать заявление и предоставить необходимые документы в Минтруд России.
      • Если документы в порядке, компанию вносят в реестр аккредитованных организаций.

      Аккредитация услуг в области охраны труда

      Определен перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации.

      В соответствии с утвержденными Правилами аккредитация осуществляется в целях: подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда; подтверждения полномочий организаций оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы; обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами — получателями услуг в области охраны труда. Утвержденный перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, включает в себя: осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; обучение работодателей и работников вопросам охраны труда. Аккредитация осуществляется Минздравсоцразвития РФ, плата за проведение процедуры аккредитации с заявителя не взимается.

      Предусмотрено, что организации, оказывающие в настоящее время услуги, включенные в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, вправе оказывать такие услуги после вступления в силу данного Приказа до 1 октября 2010 года. С 1 октября 2010 года оказание названных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

      Источники


      1. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.

      2. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.

      3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
      4. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.
      5. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
      Аккредитация по охране труда
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here